Дек 18

Скорости росли, самолеты разваливались

Н. Г. Горчаков, начальник Киевского авиационного института, кандидат технических наук, доцент

Преобразованный из авиафакультета Киевского политехнического института авиаинститут размещался в скромных, наскоро переоборудованных зданиях на улице В. И. Ленина. В. Н. Челомей попал здесь в среду преподавателей и студентов – подлинных энтузиастов авиации. Материал всех теоретических дисциплин иллюстрировался примерами из практики авиастроения или эксплуатации самолетов.

Это было время бурного развития техники, авиационной в особенности. Повышенные нагрузки и скорости в сложных конструкциях и механизмах вызывали многократные аварии и катастрофы. На первых порах они были просто необъяснимы (от поломок коленчатых валов авиадвигателей до внезапно разваливающихся самолетов). Все это потребовало перехода к новым методам расчета с учетом динамики происходящих процессов, побуждало развивать теорию колебаний, чтобы решать проблемы динамической устойчивости.

Можно проследить четкую направленность устремлений В. Н. Челомея. После окончания автомобильного техникума он идет работать техником в отдел двигателей внутреннего сгорания Института промэнергетики, где группа молодых инженеров занималась конструированием и испытаниями навесных забортных двигателей для нужд оборонной промышленности. Далее он становится студентом моторостроительного факультета Киевского авиационного института.

Потребность углубиться в изучаемые дисциплины отразилась и в том факте, что В. Н. Челомей наряду с учебой в КАИ прослушал ряд курсов по математике, механике, математической физике в Киевском государственном университете у таких известных ученых, как профессор Н. И. Ахиезер, иностранный член-корреспондент АН СССР Т. Леви-Чивита и др. Часами он засиживался в запасниках библиотек, отыскивая в их фондах редкие экземпляры трудов Вейерштрасса, С. Ковалевской, Н. Е. Жуковского, Пуанкаре, и рассказывал потом с восторгом о своих находках.

Большое значение в становлении Челомея-ученого имело его знакомство с академиком Н. М. Крыловым и Н. Н. Боголюбовым и дальнейшее общение с ними. Большую роль здесь сыграл также и член-корреспондент АН УССР, профессор И. Я. Штаерман, под руководством которого Владимир Николаевич выполнил и защитил свою дипломную работу на кафедре авиадвигателей. Работа эта Ученым советом КАИ была признана равнозначной кандидатской диссертации. И. Я — Штаерман, когда после защиты его стали поздравлять и благодарить за подготовку столь выдающегося специалиста, ответил: €Я не стою вашей благодарности, т. к. сам не раз у него консультировался».

В студенческие годы у В. Н. Челомея проявился и блестящий талант педагога. По свидетельству его сокурсников, он был крайне отзывчив и в доходчивой форме объяснял им трудные разделы, ничуть при этом, что называется, не заносясь, сохраняя со всеми добрые товарищеские отношения, чем и завоевал уважение и симпатии.

За время учебы Владимир Николаевич написал множество статей по теории колебаний и динамической устойчивости упругих систем, из них семнадцать были напечатаны. Круг его научных интересов уже в студенческие годы был очень широк – от чисто теоретических работ до решения прикладных задач. Например, в 1939 году он выступил с очень интересным до-кладом об уединенных волнах. Тема говорит сама за себя, если учесть, какое место этот вопрос занимает сегодня в теории солитонов. Ранее, проходя производственную практику на авиа-, моторном заводе в г. Запорожье, он помог отыскать причину поломки клапанных пружин одного иностранного авиамотора, исписывавшегося перед серийным изготовлением. После про — веденных им расчетов параметры пружин были изменены и поломки прекратились. В дальнейшем руководство неоднократно приглашало Владимира Николаевича читать лекции для инженеров.

Интересно, что тематика работ В. Н. Челомея вдохновляла не только преподавателей и аспирантов, но и студентов. Темами многих диссертаций, научно-исследовательских и дипломных работ стали задачи, связанные с теорией колебаний и динамической устойчивостью. Необычайную увлеченность новыми идеями и настойчивость в их осуществлении проявил В. Н. Челомей и в начале войны при создании пульсирующего двигателя. Помню, как однажды летом 1941 года в Москве он целую ночь напролет рассказывал мне идею этого двигателя.

Характерной чертой Владимира Николаевича была способность глубоко вникать в теорию и находить в ней ответы на вопросы инженерной практики и наоборот– из практических задач извлекать темы для теоретических разработок.

Похожие статьи:

  1. Генеральный конструктор Челомей Владимир Николаевич Е.А. Федосов, начальник научно-исследовательского института автоматических систем, академик АН СССР,...
  2. Дородницын А.А. о конструкторе Челомее В.Н Интервью с А. А. Дородницыным, академиком АН СССР, почетным директором...
  3. Создания пульсирующего воздушно-реактивного двигателя ПуВРД Владимир Николаевич Челомей был не только крупным ученым-теоретиком, но и...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.