Дек 18

Ильичев А.В. о конструкторе Челомее В.Н

А. В. Ильичев, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР

1957 год. В МВТУ им. Н. Э. Баумана профессор В. Н. Челомей читает лекции по проектированию специальных летательных аппаратов. Подтянутость, элегантность, нетрадиционное представление материала, полное раскрытие физического смысла, спрятанного за сложными дифференциальными уравнениями,– вот что привлекает аудиторию. Студенты ждут его лекций, с удовольствием идут на них. Согласитесь, мало кто из преподавателей может гордиться практически стопроцентной посещаемостью.

Мы, студенты и дипломники, знали, что в Подмосковье есть ОКБ, где главный конструктор – наш Владимир Николаевич. Многие считали за честь быть распределенными к нему и работать под его руководством. Нам как-то сказали, что сейчас он к себе специалистов не принимает. Обеспокоенные, мы пришли к нему с этим вопросом. Ответ нас воодушевил: «Если желаете – пожалуйста».

И вот четыре человека из выпуска, в том числе и я, распределены в это ОКБ. Владимир Николаевич – руководитель нашей преддипломной практики и дипломного проектирования.

Вспоминается первая встреча. Кабинет главного конструктора. Идет деловое совещание, входят озабоченные люди с чертежами, отчетами, свернутыми в трубы плакатами. Секретарь Зоя Дмитриевна приносит нам извинения, докладывает Владимиру Николаевичу. Через некоторое время он приглашает нас в кабинет. Начинается беседа о том, какие задачи стоят перед ОКБ, о том, как надо работать конструктором, о том, что теперь нужно учиться непосредственно в работе, при решении конкретных проблем.

И здесь же, сразу, он поставил перед нами задачу на период преддипломной практики – создать топливозаборник, который должен работать в сложных условиях полета крылатой ракеты, когда возникают и отрицательные перегрузки. Челомей называет множество возможных схем, которые могут быть рассмотрены. Но в заключение предлагает подумать и найти собственное решение.

Была поставлена также задача разработать стенд для имитации отрицательных перегрузок. Схему задает он сам и, что оказывается особенно неожиданным, подключает производство к решению этой задачи. Нам предлагается разработать за оплату рабочие чертежи. В то время это было необычно. За этим скрывалось огромное доверие, вера в силы и способности молодежи. Эти качества были присущи В. Н. Челомею всегда.

Вскоре мне пришлось убедиться в правильности его слов о том, что учиться нужно на конкретных задачах. Так, при выполнении обычной студенческой работы, которая, как правило, не идет в дело, мы вряд ли задумались бы, как сварить обечайки. Внакладку? В какую сторону? Или – встык? А какую фаску сделать? Родилось множество подобных вопросов. Ведь твои решения должны воплотиться в металле, ответственность чувствуешь подлинную, а не «теоретическую». Копаешься в библиотеке, советуешься со специалистами, не спишь ночью – только бы найти правильное решение!

Честно говоря, тогда мы умели делать не очень-то многое. Но работали, что называется, не поднимая головы. Наша конструкция вскоре была создана и испытана. По-настоящему лишь на преддипломной практике у В. Н. Челомея мы начали понимать принципы конструирования.

А потом, через много лет, увидев на складе свою конструкцию, окрашенную яркой желтой краской, ощутишь вдруг смешанное чувство гордости за свою первую конкретную работу и неудовлетворенности принятым тогда решением. Что ж, оно легло в основание полученного потом опыта.

А тогда вскоре начался этап дипломного проектирования. Поразило, что руководитель предложил нам самим продумать и оформить задание на проект, которое он утвердил. Этот лист до сих пор храню как семейную реликвию.

Задание предполагало проектирование автоматического летательного аппарата с новым принципом управления (с навигацией по изодинамам – линиям полной напряженности земного магнитного поля) и перспективным воздушно-реактивным двигателем. Когда принципиальная схема была выбрана и определены основные характеристики, Владимир Николаевич подключил к нам консультантов по конкретным вопросам. Таким консультантом у меня стал его заместитель, кандидат технических наук, в дальнейшем – лауреат Ленинской премии С. Б. Пузрин.

Хотелось бы отметить, что в консультанты Челомей определял самых квалифицированных специалистов и ученых. В процессе проектирования Владимир Николаевич внимательно следил за работой дипломников. Отметив, что главное в аппарате – система управления, он направил меня к специалистам в Ленинград, непосредственно к главному конструктору.

Это была моя первая поездка в город на Неве. Впечатляло все: и оформление пропусков на фирме, и новые встречи – особенно встреча с главным конструктором систем управления. Он показал мне большое число научно-технических отчетов, дал необходимые консультации.

Я понимал, что это, в первую очередь,– дань уважения к Владимиру Николаевичу, от имени которого я приехал. Еще в проходной, когда спросили, из какой я организации, почувствовал, что моего руководителя здесь хорошо знают. Без промедления был собран необходимый материал, разработаны принципы системы управления летательного аппарата, выполнены необходимые расчеты.

После возвращения – очередная встреча с В. Н. Челомеем. Он заметил, что теперь все внимание нужно сосредоточить на двигательной установке. После того, как я перерыл все имеющиеся у нас материалы, Владимир Николаевич направил меня для консультации к главному конструктору прямоточных воздушно-реактивных двигателей М. М. Бондарюку.

Опять смог убедиться, сколь огромен авторитет Владимира Николаевича среди специалистов. Когда встречавшие узнали, что я – студент от Челомея, все заулыбались. Они, видимо, уже успели привыкнуть к тому доверию, которое Владимир Николаевич оказывал молодежи. Бондарюк принимает меня в кабинете, лично дает консультацию.

Такие консультации, организованные на уровне главных конструкторов, запомнились, безусловно, на всю жизнь. Понятно, мы специально готовились к ним. Чтобы не попасть неожиданно впросак, не уронить престиж своей фирмы, прорабатывали огромный объем литературы, советовались с лучшими специалистами. Уже одно это приносило неоценимую пользу.

Когда проект был завершен, Владимир Николаевич очень внимательно его рассмотрел. Был поздний вечер, обстоятельная беседа шла в конструкторском зале. Удивило большое количество заданных вопросов, в том числе совершенно неожиданных, на многие из которых я ответить не смог. Почему? Характер мышления Владимира Николаевича был очень нестандартный.

Странное  дело,  исключительная  занятость  главного  конструктора (в то время создавался аппарат с раскрывающимся в полете крылом. Шли испытания, постоянно приходилось решать огромное количество организационных вопросов) никак не сказывалась  на  том  внимании,  которое  он  уделял  каждому дипломнику. Владимир Николаевич отдавал каждому из воспитанников частицу себя. С молодежью он держался на равных. И  становилось  в  какие-то  моменты  не  по  себе,  когда  ты вдруг вспоминал, что перед тобой – крупнейший ученый и конструктор.

Даже в немногочисленных публикациях о В. Н. Челомее отмечается, что его научные и технические решения опережали время. Могу с уверенностью сказать, что в вопросах воспитания и подготовки научных и конструкторских кадров он также значительно обогнал свое время. За последние годы вышло несколько постановлений партии и правительства, вызванных необходимостью коренным образом улучшить подготовку специалистов в высшей школе. Ключевое требование этих документов – привлечение к процессу обучения выдающихся ученых и специалистов-практиков для реализации индивидуальных форм подготовки. Принципы направленной подготовки специалистов, охватывающей весь цикл обучения на основе решения конкретных задач, В. Н. Челомей до этого уже использовал в течение нескольких десятилетий.

Похожие статьи:

  1. Усова З.С. о конструкторе Челомее В.Н Интервью с 3. С. Усовой, секретарем В. Н. Челомея с...
  2. Создание Протона, космических спутников и орбитальных станций Ю. Н. Глазков, летчик-космонавт СССР, кандидат технических наук, Герой Советского...
  3. Владимир Николаевич Челомей, его семья и друзья Л. А. Гвишиани-Косыгина, директор Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы с...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.