Дек 18

Дородницын А.А. о конструкторе Челомее В.Н

Интервью с А. А. Дородницыным, академиком АН СССР, почетным директором Вычислительного центра АН СССР, Героем Социалистического Труда.

– Около четырех десятков лет совместной работы связывало вас с В. Н. Челомеем. Что осталось в памяти?

– Владимир Николаевич – очень необычный человек. Из ученых, занимающихся теоретической механикой, он единственный, кто в то же время был крупнейшим конструктором. И в той, и в другой сфере деятельности он находил новые, оригинальные методы. Мне, конечно, больше знакомы его работы в области теоретической механики. Скажем, он рассматривал устойчивость стержневых систем, задав себе казалось бы ненужный вопрос: а что будет, если привести их в вибрацию? И получил совершенно неожиданный результат. Оказывается, при этом повышается устойчивость такого стержня. В. Н. Челомей здесь был первым в мире.

Кстати, это имело несколько неожиданные последствия. Одна швейцарская часовая фирма сразу же решила использовать находку Челомея. Были созданы вибрирующие сверла для проделывания отверстий в часовых камнях – алмазах, рубинах. Швейцарцы образовали акционерное общество и прислали Владимиру Николаевичу приглашение стать акционером. По тем временам, а это было в пятидесятых, Владимир Николаевич даже несколько перепугался. Потом ему, что называется, посоветовали отказаться. И он написал письмо, где говорилось, что акционером он быть не может, но никаких претензий к швейцарцам не имеет.

Теоретическую механику он не бросал до конца своей жизни. Даже за неделю до смерти, когда был у нас в институте, он рассказывал об очень интересных последних работах в области устойчивости механических систем. Был Владимир Николаевич и изобретателем-конструктором. Например, он сконструировал работоспособный пульсирующий двигатель.

– Но ведь на немецких самолетах-снарядах тоже стояли пульсирующие двигатели?

– Владимир Николаевич подобную работу выполнил гораздо лучше и раньше, еще до войны, и экспериментально проверил, по, как это у нас всегда было, к своим собственным изобретениям мы часто относимся с недоверием. Когда у немцев Фау-1 полетел – тогда и вспомнили о двигателе Челомея. Подобное было и с конструктором А. М. Люлькой. Как известно, он выдвинул идею турбореактивного двигателя. Его предложения послали на отзыв, в котором профессор Г. Н. Абрамович написал, что Люлька предлагает перпетуум-мобиле. И идею завалили. Пока не полетел с турбореактивным двигателем самолет Мессершмитта.

Подобное отношение приходилось преодолевать и В. Челомею. С большим недоверием отнеслись к его идее создать крылатые ракеты. Это уже после войны. По замыслу они должны были взлетать прямо с подводной лодки. Требовалась для них хитрая автоматика, а у нас автоматики тогда еще боялись. Пришлось здорово защищать этот проект, в том числе и мне.

Как рождались идеи Владимира Николаевича? Идея пульсирующего двигателя пришла, думаю, прямо из механики. Он занимался автоколебаниями. Но в отличие от систем, которые приобретали устойчивость, будучи завибрированными, здесь нужно было добиться, наоборот, автоколебательной неустойчивости. Двигатель должен был пульсировать сам по себе. Для того чтобы этого добиться, В. Н. Челомей математические формулы применил уже не к чистой механике, а к процессам горения. Топливо подавалось непрерывно, а двигатель работал пульсируя.

Что же касается идеи крылатых ракет, то она родилась следующим образом. Было известно, что радиолокатором очень трудно засечь объект, летящий на небольшой высоте. Мешают помехи. Это лишний раз нашло подтверждение во вьетнамо-американской войне. Сначала ракеты здорово сбивали американские самолеты, но потом они перешли на малые высоты и получили возможность подходить близко к цели.

Потом В. Н. Челомей создавал более крупные изделия, в том числе и космические. Из этого периода его деятельности мне в первую очередь вспоминается факт, раскрывающий человеческие качества Владимира Николаевича. У него, как известно, работал сын Хрущева – Сергей Никитич. Очень скромный, знающий свое дело специалист по радиолокации. Когда Хрущева сняли, были даже намерения закрыть конструкторское бюро Челомея. Он попал в очень тяжелые условия. Началась практическая реализация накопленной в прежние годы зависти кое-каких людей, считавших, что фирма Владимира Николаевича успешно работала лишь благодаря «тепличным» условиям, специально, дескать, для нее создаваемым. Конечно, здравого анализа ситуации в подобных рассуждениях не было, но Челомею пришлось нелегко. Вел же он себя чрезвычайно достойно. Перво-наперво строго наказал своим заместителям: «Сергея Никитича никому не отдавайте!»

После ухода Н. С. Хрущева на пенсию начался пересмотр оборонной тематики. Челомей в тот период выстоял, в основном – благодаря вмешательству М. В. Келдыша. Сколько лет потом самые тяжелые советские космические изделия выводились в космос на ракетах Челомея. Ведь к тому времени, когда сняли Хрущева, «Протон» у него был почти готов. На этой ракете, доставляющей на орбиту двадцать тонн, до сих пор выполняются полеты.

– Если попытаться сопоставить наших знаменитых ракетчиков – Королева, Янгеля, Челомея – по их вкладу в науку и технику…

– Королев – потрясающий энтузиаст ракетостроения. На пути к нему он прошел огонь, воду и медные трубы. Ничего не сбило его с избранного направления. Челомей в отличие от него сейчас многим кажется более везучим. Но он пока менее известен. Они разные, конечно. Королев был очень хороший конструктор. Но теоретический багаж у Владимира Николаевича был выше. На вопрос, какой новый путь в ракетостроении нашел Янгель, я бы затруднился ответить. Королев, как известно, пошел на очень смелый и оригинальный шаг. Сделал ракету столь тонкой, что без горючего она смялась бы под собственным весом. В результате удалось добиться значительного снижения взлетного веса, что всегда было огромной проблемой. Наши системы управления и ныне достаточно тяжелые.

Владимир Николаевич был ближе к аэродинамике. Его ракеты отличались лучшими аэродинамическими свойствами. Он также первым преодолел страх перед автоматикой. У. него, как мы помним, автоматически раскрывались крылья еще на крылатой ракете. И впоследствии он также не боялся практически применять те возможности автоматики, которые пока были известны лишь теоретически. И здесь, опять же, проявилось его чутье на все новое.

– Говорят, что Д. Ф. Устинов сказал как-то про фирму Челомея: «Они на конкурсной основе любой проект выиграют».

– Этого я подтвердить не могу. Устинов ведь много помогал Королеву. Без него у нас, возможно, не было бы таких успехов в ракетостроении. Да и потом он почти каждую неделю приезжал к Королеву, интересовался, как идут дела.

Впрочем, хотя я и не могу подтвердить сам факт высказывания Устинова, но я и не припомню также ни одного случая, когда предложение Челомея не прошло бы.

Он был большим авторитетом и в академической среде. Его часто приглашали не только когда нужно было решить чисто технические задачи, но и для решения научных проблем. Этим он и отличался от других конструкторов. О многом говорит и такое – по специальной литературе я узнал Челомея намного раньше, чем мы встретились при рассмотрении проекта крылатых ракет. Но, пожалуй, самым выдающимся его достижением был пульсирующий двигатель. Здесь он сумел использовать явление, с которым инженеры для достижения своих целей всегда боролись.

Природа полна автоколебаний. При борьбе хищников и жертв размеры их популяций пульсируют автоколебательно. Или, к примеру, проблема саранчи в те времена, когда не было ядохимикатов. Она возникала приблизительно раз в семь лет – тоже пульсация. Есть множество других примеров. Конечно, свести все к автоколебательным процессам нельзя. Однако их распространение в природе весьма существенно. Вот что сумел лучше других ученых и конструкторов нашего века почувствовать и использовать В. Н. Челомей.

Похожие статьи:

  1. Усова З.С. о конструкторе Челомее В.Н Интервью с 3. С. Усовой, секретарем В. Н. Челомея с...
  2. Ильичев А.В. о конструкторе Челомее В.Н А. В. Ильичев, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии...
  3. Создание Протона, космических спутников и орбитальных станций Ю. Н. Глазков, летчик-космонавт СССР, кандидат технических наук, Герой Советского...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.