Мар 31

Следующим шагом явится создание выходного снаряжения по проекту «Аполлон», включающего усовершенствованный выходной скафандр и улучшенную, по сравнению с используемой по программе «Джеминай», портативную cиcтему жизнеобеспечения. Ответственность за изготовление всей системы лежит на фирме Гамильтон Стандард (отделение Юнайтед Эйркрафт Корпорейшн), которая первоначально выступала как головной подрядчик на изготовление системы жизнеобеспечения, а фирма Кларк выполняла заказ на разработку скафандра. В апреле 1965 г., когда до истечения контракта оставалось 10 месяцев, фирма Гамильтон Стандард отказалась от назначенного НАСА субподрядчика на изготовление скафандра – фирмы Интернейшнл Латекс – из-за разногласий относительно подвижности сочленений и чрезмерной громоздкости скафандра. Однако этот кратковременный союз позволил создать четыре модели скафандра для экипажа «Аполлон». Но фирма Гамильтон Стандард изменила в двух из них конструкцию туловища и нескольких сочленений. Гамильтон Стандард пригласила фирму Гудрич принять участие в качестве консультанта и изготовителя пяти экземпляров новых моделей.

Хьюстонский центр по исследованию управляемых космических полетов НАСА держит пока открытой дверь для еще одного, теперь уже последнего, поединка между претендентами на изготовление скафандра по проекту «Аполлон». В конце июня 1965 г. Центр предполагает провести оценочные испытания моделей новой конструкции, представленных Гамильтон Стандард, нового выходного скафандра по проекту «Джеминай», предлагаемого фирмой Кларк, и, возможно, усовершенствованного варианта скафандра, изготовленного фирмой Интернейшнл Латекс. Если будет принято решение о необходимости новой серии работ по изготовлению скафандра, то они будут поручены фирме Гамильтон Стандард, причем она сохранит за собой общее руководство производством полного комплекта выходного снаряжения.

Выходной скафандр для экипажа КК «Джеминай» включает, как и весь космический корабль, защитную оболочку, систему регулирования параметров газовой среды, СЖО, систему связи и телеметрии, систему передвижения вместе с системой стабилизации и управления, источники энергопитания (серебряно-цинковые аккумуляторы) и космонавта, выполняющего функции пилота-навигатора. Такой скафандр дает космонавтам возможность выполнять много трудных операций. Последние будут усложняться по мере увеличения длительности полетов и уверенности в надежности скафандров.

Первые эксперименты по выходу в открытый космос, запланированные при полете КК «Джеминай-4», включают разгерметизацию кабины, выход космонавта из корабля и несложные маневры на конце привязного фала длиной 7,5 м, а также, вероятно, кратковременное передвижение ползком по обшивке корабля вперед от люка. Во время последующих полетов КК «Джеминай» космонавт, находящийся на привязи, должен будет пройти по поверхности всего корабля и, возможно, перейти на стыкованную с ним ракету «Аджена-Д». По-видимому, будут попытки оттолкнуться от корабля, с тем, чтобы имитировать ремонтные работы, предполагается также опробовать ручную систему передвижения. В последних полетах КК «Джеминай» будет сделана попытка маневрирования в открытом, космосе с помощью автономной маневровой установки. Хотя для полетов по программе «Аполлон» никаких заданий по выходу в открытый космос не планируется, могут возникать непредвиденные обстоятельства, которые потребуют осмотра поверхности корабля на околоземной орбите и аварийного ремонта при полете по трассе Земля – Луна перед входом в плотные слои атмосферы. Возможен и переход экипажа из одного отсека в другой в случае аварии на этапах отделения и стыковки.

Первые полеты лунного отсека, с пребыванием на Луне до 4 час не потребуют мобильности космонавта. Ему придется спуститься из люка корабля на поверхность Луны (при этом имеет значение износоустойчивость скафандра) и походить вокруг в радиусе 7,5–15 м, чтобы собрать образцы почв, провести фото — и киносъемку и установить геофизические приборы. Самое большее, что он может сделать – это опуститься на колени или присесть на корточки, размахнуться киркой, повернуть одну – две рукоятки или стержень прибора для взятия проб и отползти назад к лунному отсеку. Полеты лунного отсека, рассчитанные на 24 час, предусматривают отдаление космонавта на расстояние свыше 90м от корабля и более интенсивное выполнение описанных операций.

Настоящей проверкой выходного скафандра явится семидневная экспедиция в лунном отсеке, основной целью которой будет отработка методики поиска на поверхности Луны с опустившейся ранее самоходной установкой. Скафандр должен обеспечить почти нормальную подвижность при выполнении таких операций, как устройство убежищ и укрытие в них, установка приборов и аппаратов связи, а также переход по неровной местности. Это и будет по существу первым настоящим исследованием поверхности Луны. В последующих экспедициях с созданием лунных баз понадобиться большее число подобных ситуаций и свободное передвижение по поверхности.

Некоторые требования к подвижности и комфорту могут выявиться раньше, в связи с созданием орбитальных лабораторий (например, обитаемая орбитальная лаборатория ВВС и модифицированный корабль «Аполлон-Х», рассчитанные соответственно на 30 — и 90-дневный полеты). Высадка на Марс приведет к необходимости создания не только максимального комфорта, так как полет может продлиться 400–500 дней, но и к изменению теплового баланса и гравитационного поля (табл. 1).

Похожие статьи:

  1. Существенные изменения в конструкции скафандра для экипажа космического корабля «Аполлон» – начало Х. ДЭВИД Виндзор Локс, штат Коннектикут. Усовершенствования и конструкции космического...
  2. Сопоставление сочленений с сильфонными мембранами и с ограничением Когда говорят о том, что конструкция скафандра фирмы Гамильтон Стандард...
  3. Существенные изменения в конструкции скафандра для экипажа космического корабля «Аполлон» – продолжение Гермошлем. Летом 1964 г. началась разработка гермошлема в виде прозрачного...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.