Апр 10

Ранее д-р Уолтер Ф. Гретер, технический директор Лаборатории психологических исследований Научно-испытательного центра Райт-Паттерсон ВВС, дал описание опытов с нулевой и пониженной (1/6 земной) гравитацией, проведенных сотрудниками лаборатории. Он подробно доложил также в результатах экспериментов по установлению оптимальных рабочих циклов для трех групп испытуемых. Опыты проводились в закрытых помещениях, аналогичных обитаемым орбитальным лабораториям. Д-р Гретер внес поправку в теорию о значении создания искусственной гравитации на космических станциях. Он считает, что обеспечение даже 1/5 земной гравитации приведет к увеличению радиуса космического корабля до 15 м. Более того, непрерывное вращение ставит перед космонавтом неосуществимую задачу поддерживать собственную ориентацию по отношению к внешним ориентирам. Тем не менее д-р Гретер полагает, что необходимость создания искусственной гравитации в силу требований физиологии остается «крайне важным вопросом».

Изучался также выход космонавтов из люков, шлюзов и туннелей на самолетах С-131 и С-135, выполнявших полет по параболе с 15-секундной невесомостью. Испытуемые находились в обычных летных костюмах или скафандрах. Результаты испытаний показали, что выход головой вперед проходил несколько быстрее, чем выход ногами вперед (См. в этом сборнике перевод статьи Дж. Саймонса и Д. Уолка «Характеристики движения космонавтов в скафандрах в условиях невесомости и лунной гравитации». Прим. ред.).

Выход и выполнение различных операций вне корабля, которые могут оказаться необходимыми при ремонте космической станции, отрабатывались на самолете КС-135 с использованием ручного воздушного пистолета и двух других более сложных двигательных установок, предназначенных для перемещения человека в космическом пространстве. Результаты показали, что космонавты испытывают трудности в совмещении направления силы тяги с центром тяжести тела. Была выявлена необходимость совершать контролируемые перемещения с одновременной стабилизацией относительно трех осей вращения. Работа индивидуальной двигательной установки осложняется и тем, что изменения, орбитальной скорости космонавта могут отразиться на параметрах орбиты.

Д-р Гретер считает наиболее перспективной модель двигательной установки, недавно разработанную фирмой Линг-Темко-Воут. Она может обеспечить стабилизацию относительно трех осей вращения и контролируемые перемещения по двум осям. Эта модель называется «маневровое устройство космонавта». Эксперименты по установлению оптимального режима ее работы проводились в помещении объемом 30 м3, построенном по заказу ВВС фирмой Локхид. В нем имеется пять рабочих мест, небольшое место для отдыха к спальное отделение. Испытания с участием членов экипажей самолетов В-52 стратегической авиации проходили в две серии, каждая по 15 дней. Команды работали 4 часа и отдыхали 2 часа. В третьей серии опытов такой же схемы принимали участий слушатели Академии ВВС. При выполнении арифметических расчетов в первых двух группах отмечалось некоторое понижение работоспособности.

Эти три группы подверглись 30-дневному испытанию, во время которого они работали и отдыхали по 4 часа, выполняя те же задания. Д-р Гретер охарактеризовал уровень их работоспособности как «высокий».

Последняя серия экспериментов посвящалась изучению воздействия на работоспособность нарушений в режиме работы, которые могут возникнуть в результате аварийных ситуаций, когда космонавту пришлось бы работать длительное время без перерыва. В этих опытах испытуемые, ранее работавшие по 4 часа и отдыхавшие по 2 и 4 часа соответственно, вынуждены были работать 40 часов без перерыва. Группа, режим которой основывался на чередовании 4-часовой работы с 4-часовым отдыхом, показала более высокую работоспособность.

Д-р Гретер заявил, что один из наиболее интересных результатов опытов состоял в обнаружении постоянного суточного цикла в показателях сердечной деятельности и температуре испытуемых. Хотя в любой момент исследования испытуемые точно знали дату и время, они были как бы «освобождены» от обычного воздействия окружающей среды. Имея в виду, что режим испытуемых строился на основе чередования 4-часовой работы с 4 — или 2-часовым отдыхом, можно говорить о том, что их сутки равнялись 6 или 8 часов. Опыты показали, что такая суточная периодика не отражалась на работоспособности группы, имевшей менее напряженный режим (с 4-часовым отдыхом).

Д-р Дитрих Э. Бейшер, глава химического факультета Школы авиационной медицины ВМС, говорил о реальности использования магнитного поля, благодаря созданию генных магнитов небольших размеров, для защиты космонавтов от космической радиации. Он также сообщил, что у шестерых испытуемых, подвергавшихся в течение 10 дней воздействию магнитного поля, равного по величине лунному, т. е. 0,001 земного, не проявилось сколько-нибудь заметных физиологических нарушений. Однако результат одного опыта озадачил исследователей. Реакция испытуемых в опыте на порог различения не сразу возвращалась к норме, как того ожидали исследователи. Д-р Бейшер считает, что понадобится дополнительное изучение этого явления.

Д-р Бейшер привел следующие максимально допустимые величины воздействия магнитного поля: при напряженности 20 кгс длительность пребывания не должна превышать 15 мин, а при напряженности 5 кгс – около 3 дней. Мыши подвергались воздействию поля напряженностью 100000 кгс в течение 2 часов без каких-либо нарушений. Исследователь рассмотрел также возможную опасность продолжительного пребывания в условиях низкого магнитного поля, которое может вызвать изменения генетического кода.

По заявлению майора Норриса Дж. Хэнкса, в программе подготовки экипажа для обитаемых орбитальных станций будут участвовать 24 пилота из Научно-исследовательской летной школы Эдвардского центра, а не 28, как предполагалось ранее. Их разделят на 4 группы по 6 человек. Программа подготовки включит три этапа:

Предварительная подготовка рассчитана на первые 6 месяцев, в течение которых будет продолжен основной курс обучения летчиков применительно к особенностям экспериментов в обитаемой орбитальной лаборатории. В процессе подготовки планируется использовать стенды, имитирующие обитаемую космическую лабораторию, и действующие ее макеты.

Разработка технических систем с участием экипажа менее регламентирована. Экипаж примет участие в создании обитаемой орбитальной лаборатории и разработке программы ее полета. Планируется также отработать выход космонавтов из корабля, прыжки с парашютом и приземление в районах с самыми различными условиями.

Предполетная подготовка начнется для основного и дублирующего состава экипажа, назначенного на данный полет, за 6 месяцев до запуска. Она будет идти параллельно с подготовкой, проводимой Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства. В нее включается тренировка экипажа, подготовка данного корабля и отработка программы конкретного полета, окончательная проверка систем и методик, а также испытания, имитирующие различные ситуации полета.

Переводчик Г.Я. ТВЕРСКАЯ

Редактор А.Д. СЕРЯПИН

Похожие статьи:

  1. Последний вариант скафандра для экипажа космическоко корабля «Аполлон» – начало Р. ХИББЕН При доработке скафандра для экипажа космического корабля «Аполлон»...
  2. Последний вариант скафандра для экипажа космическоко корабля «Аполлон» – продолжение Последняя усовершенствованная система подачи кислорода составляет примерно половину первоначальной по...
  3. Характеристики движения космонавтов в скафандрах в условиях невесомости и лунной гравитации – результаты Результаты Данные о влиянии одежды и гравитации, преодолении ирисовой диафрагмы...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.