Мар 31

X. ДЭВИД

Исследования фирмы Гамильтон Стандард по заказу НАСА доказали, что существующие проекты систем жизнеобеспечения (СЖО) с регенерацией отвечают своему назначению. Наиболее сложной проблемой считается восстановление кислорода из углекислого газа.

По мнению специалистов фирмы Гамильтон Стандард (отделение корпорации Юнайтед Эйркрафт), не потребуется больших изменений в СЖО или новых проектов для осуществления полетов космических; кораблей к Марсу. Эти полеты запланированы не ранее чем на 1973 г. Однако результаты исследований свидетельствуют о том, что еще много придется разработать опытных образцов, прежде чем удастся воплотить в жизнь существующие проекты систем регенерация. Поскольку с момента начала работы над объектом до принятия его заказчиком проходит много времени (3–4 года для срочной программы и 7-8 лет для обычной), инженеры фирмы Гамильтон Стандард рекомендуют приступить к созданию СЖО как можно скорее. Проведенное ими девятимесячное исследование показало, чтонаиболее сложная задача – разработка способов восстановления кислорода из углекислого газа и методов хранения кислорода и азота при закритических температурах. В качестве предполагаемого эталона рассматривался 420-дневный полет 6 человек на Марс после 1973 г. На преодоление расстояния от Земли до Марса в этом полете отводится 120 дней, на пребывание на планете – 40 дней и на обратный путь – 260 дней. Космический корабль должен иметь основной отсек, капсулу для спуска на Марс и капсулу для входа в плотные слои атмосферы Земли. Снабжение основного отсека энергией будет осуществляться с помощью ядерной установки, а на двух капсулах планируют использовать топливные элементы.

В предложенном НАСА плане полета экипаж из 6 человек должен быть доставлен с Земли на околоземную орбиту в транспортном космическом корабле типа «Аполлон» или капсуле для входа в плотные слои атмосферы. На орбите экипаж перейдет в основной отсек, чтобы в нем с земной орбиты, перелететь на орбиту Марса. Затем три члена экипажа спустятся в капсуле на поверхность планеты и, пробыв там 40 дней, вернутся в основной отсек для обратного пути к Земле. Перед входом в плотные слои атмосферы космонавты перейдут в капсулу, предназначенную для приземления. Регенеративные системы не потребуются только в капсуле для входа в плотные слоя атмосферы Земли. Инженеры рассчитали, что если разместить на борту, как на кораблях типа «Джеминай» или «Аполлон», запасы кислорода, то его понадобится приблизительно 2270 кг по сравнению с 360 кг при использовании системы восстановления кислорода из углекислого газа. Система удаления углекислого газа с гидроокисью лития, приспособленная для более длительных полетов, потребовала бы 2800 кг гидроокиси лития. С другой стороны, вес регенерируемого адсорбента составил бы 110 кг.

Тот же принцип применим к запасам воды для личных нужд и системы охлаждения. Вес питьевой воды без системы регенерации составит 22700 кг, а вес оборудования для получения питьевой воды из мочи (вместе с весом воды для гигиенических нужд) должен быть около 110 кг. В современных космических кораблях вода используется в качестве теплопоглотителя. Для этих же целей при полете на Марс потребовалось бы свыше 136 т воды, космический же радиатор весит всего 45 кг.

Похожие статьи:

  1. Удаление углекислого газа Организм человека функционирует как двигатель внутреннего сгорания, непрерывно поглощая кислород...
  2. Системы регенерации кислорода По мере увеличения длительности космических полетов и понижения весовых нагрузок,...
  3. Дыхательный аппарат человека Человек является жителем Земли и не приспособлен для жизни за...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.