Ноя 26

Визуальные наблюдения за птицами

Визуальные наблюдения имеют важное практическое значение, поскольку они позволяют решить одновременно несколько задач по предотвращению столкновений с птицами: уточнить характер орнитологической обстановки, наблюдаемой на экранах аэродромных РЛС; предупредить экипажи воздушных судов, совершающих взлет или посадку, о наличии на ВПП и вблизи нее птиц; оповестить руководящий состав аэропорта о резком увеличении численности птиц на аэродроме, обеспечив тем самым своевременное принятие мер по их отпугиванию; выявить наиболее часто повторяющиеся сроки и места концентрации птиц на аэродроме.

Многие работники аэропортов нередко заявляют, что они хорошо знают особенности орнитологической обстановки на своем аэродроме. Однако оказывается, что их сведения весьма неполны, а иногда и противоречивы. Несомненно, в условиях напряженной работы, даже хорошо зная птиц, невозможно собрать и удержать в памяти информацию о всех сезонных и суточных изменениях орнитологической обстановки. Поэтому регулярное проведение на аэродромах визуальных орнитологических наблюдений.– одно из необходимых условий успешного снижения создаваемой птицами опасности.

За рубежом, особенно в ФРГ, организации визуальных наблюдений на аэродромах придается большое внимание. К их проведению привлекаются работники службы движения, реже работники аэродромной и пожарной, а также полицейских служб. Как правило, они проводятся с диспетчерской вышки или патрульных машин и осуществляются в течение всего светового дня, но особенно интенсивно утром до начала полетов, так как птицы скапливаются на летном поле чаще всего в это время.

На гражданских аэродромах СССР визуальный контроль за появлением птиц вблизи ВПП осуществляют диспетчеры старта. При обнаружении птиц в опасной близости от самолета или на ВПП они оповещают об этом экипаж, но сведения об орнитологической обстановке не записывают. Это не позволяет собрать орнитологическую информацию, необходимую руководству аэропорта для организации и осуществления как оперативных, так и профилактических мер по предотвращению столкновений.

Отсутствие регулярных визуальных наблюдений ставит в затруднительное положение и специалистов, приглашенных оказать помощь аэропорту по снижению создаваемой птицами опасности, так как им приходится длительное время, иногда 2–3 года, проводить наблюдения за птицами на аэродроме для того, чтобы дать обоснованные рекомендации. Поэтому диспетчерам старта следует не только оповещать экипажи об обнаруженных птицах, но также регистрировать орнитологическую информацию и периодически передавать ее руководству аэропорта. Однако все эти действия должны осуществляться таким образом, чтобы диспетчеры могли без затруднений выполнять свои обязанности по управлению воздушным движением. Добиться этого можно путем упрощения проведения наблюдений и обработки их результатов.

Учитывая вышеизложенное, орнитологическое наблюдения на аэродромах рекомендуется осуществлять в соответствии со следующими правилами. Диспетчер старта, а при невозможности его привлечения другой наблюдатель перед каждым взлетом и заходом на посадку воздушных судов (в светлое время суток) осматривает с целью обнаружения птиц ВПП и прилегающую к ней территорию и воздушное пространство в зоне подхода к ВПП. В случае их обнаружения наблюдатель определяет число, видовую принадлежность (если есть затруднения, то только размеры) и направление полета птиц. Число птиц подсчитывается с точностью до десятков и сотен особей. Наблюдение за одиночными птицами проводится только в том случае, если они имеют крупные размеры.

Видовая принадлежность птиц устанавливается с той степенью точности, которая доступна наблюдателю, например: речные чайки, чайки, похожи на чаек и т. п.

Размеры птиц. При их определении пользуются тремя категориями: мелкие, средние и крупные. К мелким относятся птицы размером с воробья, скворца и мельче; к средним – с голубя, чайку, утку, ястреба, грача и т. п.; к крупным – с гуся, аиста и крупнее.

Направление перелетов определяется только для стай. При этом указывается, куда летели птицы: на север, северо-восток, восток и т. д.

За время дежурства 2–3 раза, когда нет полетов воздушных судов или 1 раз в конце его, наблюдатель мысленно обобщает информацию об увиденных им птицах и в лаконичной форме записывает ее в журнал. При этом он указывает примерное число пролетевших птиц, наиболее часто отмечавшуюся видовую принадлежность или размеры самых многочисленных птиц и доминирующее направление перелетов. Если во время дежурства на территории аэродрома обнаружены группы сидящих птиц (кормящихся или отдыхающих), то в журнале указываются число, видовая принадлежность (или размеры) и место скопления этих птиц. Помимо орнитологической информации, в журнале отмечаются число и месяц проводимых наблюдений, промежуток времени, за который дается обобщенная информация.

Пример.2.Х, 18–21 ч пролетели 100–200 мелких птиц на С–В. Сведения о сидящих птицах рекомендуется записывать отдельно, например: З.Х, 16–20 ч пролетели 200 грачей на С–3, 300–400 чаек сидели на РД № 2.

В тех случаях, когда на аэродроме скапливаются или пролетают сотни птиц, наблюдателю необходимо сразу оповестить об этом руководителя полетов.

При заступлении на дежурство диспетчеру рекомендуется просмотреть записи об орнитологической обстановке, сделанные его предшественником. В периоды миграций особенно внимательно следует проводить эти наблюдения в утренние и вечерние часы, характеризующиеся повышенной вероятностью столкновения воздушных судов с птицами.

Похожие статьи:

  1. Снижение привлекательности аэродромов для птиц Травяной покров характерен для большинства аэродромов, поэтому во многих странах...
  2. Возможности радиолокационных наблюдений Все живые объекты (птицы, летучие мыши, насекомые), находящиеся в воздухе,...
  3. Функции работников аэропортов по орнитологическому обеспечению безопасности полетов Сведения об организации на зарубежных аэродромах мероприятий по предотвращению столкновений...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.