Сен 30

Световые сигналы

Птицы обладают весьма острым зрением. Например, некоторые соколы обнаруживают одиночную стрекозу с расстояния 800 м. Чайка, летящая над полем, способна мгновенно заметить движение мыши в густой траве. Однако, многие птицы плохо воспринимают неподвижные предметы.

По имеющимся данным, все птицы различают цвета. Они также, как и человек, не воспринимают ультрафиолетового света, но способны воспринимать инфракрасные лучи. Лучше всего дневные птицы видят в области зеленых лучей. Желтые и оранжевые цвета привлекают внимание птиц, синий цвет действует отпугивающе.

Искусственный свет имеет в жизни птиц немаловажное значение. Например, многие из ночных мигрантов ориентируются при перелетах по огням городов и яркому свету маяков. Правда, свет маяков не всегда служит пернатым на пользу. Во многих районах мира отмечаются случаи, когда массы птиц во время ночных перелетов разбиваются о башни работающих маяков. Такие случаи происходят, как правило, в темные ночи со сплошной облачностью и плохой видимостью из-за тумана или дождя. Птицы, обессилившие и потерявшие ориентацию во время длительного перелета через море, воспринимают свет маяка, как сигнал о приближении суши, и летят на него, пока не ударяются о здание. Наблюдения шведских специалистов показали, что в ночи с хорошей видимостью включение прожектора маяка заставляло большинство летящих птиц отворачивать в сторону.

Влияние света на птиц иногда вообще не поддается объяснению. По сообщениям печати, в одной из индийских деревень ежегодно с конца августа по октябрь в туманные безлунные ночи сотни птиц слетаются из окрестных лесов и бросаются на любые источники света. Только за две недели 1981 г. там погибли более 1500 пернатых разных видов. Это явление наблюдается на протяжении полувека и до сих пор не разгадано учеными.

В результате проведенных исследований было установлено, что особенно неблагоприятным воздействием на птиц обладает сильный мигающий свет. За рубежом даже начали выпускать мощные лампы пульсирующего света для отпугивания птиц от различных объектов. Хорошие результаты по использованию таких ламп были получены на одном из американских аэродромов, где с их помощью удалось выселить из ангара всех воробьев. Мигающие огни большой мощности применялись также для отпугивания птиц из двух ангаров международного аэропорта Монреаля. Из одного ангара, в который птицы проникали только через открытые ворота, удалось изгнать всех птиц. В другом ангаре, имевшем в крыше много отверстий, через которые залетали птицы, мигающие огни оказались неэффективными.

Эксперименты, проведенные во Франции, показали, что наиболее сильно отпугивали птиц (чаек и галок) вспышки синего цвета. Некоторое подтверждение этому было получено и в опытах шведских специалистов. Возможно, это объясняется тем, что синий цвет редко встречается в природе, поэтому он кажется птицам опасным. То же самое можно сказать и в отношении красного цвета, который по некоторым сведениям, также неприятен для птиц. Применение сильного пульсирующего света для отпугивания птиц из ангаров все же не получило широкого распространения, поскольку он оказывал неблагоприятное воздействие на работающий персонал.

В последнее десятилетие особую известность приобрело использование бортовых источников света (посадочных фар, проблесковых огней)   для предупреждения птиц о приближении самолета. Одними из первых влияние света посадочных фар на поведение птиц установили американские ученые. Они отметили, что при включении фар в дневное время птицы отлетали в сторону. Данный метод стал использоваться во многих странах. Например, в Швейцарии включение посадочных фар днем во время взлета и посадки самолетов является обязательной процедурой с 1976 г. В Бельгии все военные самолеты используют свет посадочных фар для отпугивания птиц как днем, так и ночью. Данный метод применяется также в ряде других стран.

В Советском Союзе в течение 1975–1979 гг. воздушные суда нескольких управлений осуществляли взлет и посадку днем с включенными посадочными фарами (в порядке эксперимента). По предварительным подсчетам, полученным за 1976 г. в Англии, включение посадочных фар днем во время взлета и посадки позволило уменьшить коэффициент столкновений с птицами почти в 3 раза, а ночью – примерно в 5 раз. Использование света посадочных фар в дневное время было более эффективным средством предотвращения столкновений с чибисами, чем с чайками. По сообщению канадских специалистов, включение самолетами авиакомпании «Эр Канада» в октябре 1978 г. посадочных фар при взлете и посадке привело к сокращению числа столкновений, по сравнению с тем же периодом предыдущего года в 2 раза.

Анализ столкновений воздушных судов гражданской авиации СССР с птицами показал, что в тех управлениях, где днем взлет и посадка осуществлялись с включенными фарами, число столкновений в сентябре – октябре (наиболее птицеопасные месяцы) уменьшилось в среднем в 1,5–2 раза по сравнению с предыдущими годами, а в остальных управлениях, где данный метод не применялся, оно увеличилось. Возможно, в действительности эта разница была бы еще большей, если бы условия эксперимента выполнялись более строго. Многие экипажи воздушных судов из управлений, не участвующих в эксперименте, также использовали данный метод для уменьшения вероятности столкновений. В то же время не все экипажи, обязанные включать фары, выполняли данное условие или включали их не на посадочный, а на рулежный свет, что не обеспечило достаточного отпугивающего эффекта. Результаты исследований, проведенных на литовских аэродромах, показали, что птицы, сидящие поблизости от ВПП, в дневное время значительно раньше замечают самолеты, идущие на посадку или взлетающие с включенными посадочными фарами, и при этом примерно в 2 раза реже пересекают ВПП.

В последнее время у ряда специалистов возникло сомнение в эффективности использования света посадочных фар для отпугивания птиц ночью. Было выдвинуто предположение, что свет фар в это время привлекает птиц, а затем ослепляет, что приводит к увеличению числа столкновений. Оно подтверждалось данными о попадании птиц в зажженные фары. Это необоснованная точка зрения. Действительно, в ненастную погоду с очень плохой видимостью свет фар, как и прожекторы маяков, может привлекать птиц. Но в таких условиях полеты самолетов ограничены и, кроме того, ослепленные птицы никак не могут так рассчитать движение, чтобы точно попасть в фару. Высокий процент попаданий птиц в фары объясняется тем, что они не имеют большой стойкости к удару птиц и почти всегда повреждаются в отличие от остальных элементов конструкции самолета. Такие случаи в обязательном порядке регистрируются, что и находит отражение в статистике столкновений.

В обычные ночи свет фар может ослепить только появившихся перед самым самолетом птиц, но в такой ситуации и неослепленные птицы не успевают избежать столкновения. За рубежом фары включают при снижении или взлете (как днем, так и ночью) в интервале высот 0–3 км. Таким образом, самолеты пересекают воздушный слой с наиболее интенсивными перелетами птиц (50–500 м), заблаговременно оповестив их о своем приближении. Пилоты Аэрофлота выполняют данную процедуру в интервале высот от 0 до 400 м, поэтому ночью самолеты в момент включения фар уже оказываются «лицом к лицу» с птицами. Для использования данного метода необходимо разработать и внедрить более прочные фары, имеющие большую продолжительность непрерывной работы.

В последнее время появились сообщения о том, что проблесковые огни самолетов обладают лучшим отпугивающим эффектом, чем посадочные фары. Например, в Канаде из 70 случаев столкновений, зарегистрированных за один год, 63 произошли с самолетами, не имеющими проблесковых огней. Аналогичные результаты получены в Нидерландах. В Швейцарии даже были проведены эксперименты с 36 самолетами, 14 из которых имели проблесковые огни белого цвета с интенсивностью 3500 кд и частотой мигания 1 Гц. Всего было зарегистрировано 145 столкновений. Оказалось, что самолеты с проблесковыми огнями по сравнению с остальными имели меньший коэффициент столкновений как днем (соответственно 2,79 и 3,41), так и ночью (0,43 и 0,68).

Некоторые специалисты предлагали использовать лазеры для отпугивания птиц. В Швеции было установлено, что чайки, как правило, избегали брать корм из чашки, на которую был направлен лазерный луч. Однако эффективность отпугивания не была настолько сильной, чтобы совсем отвадить птиц от места кормежки.

Изучение данного вопроса показало, что лазеры не могут быть использованы на аэродромах для отпугивания птиц, поскольку при этом невозможно обеспечить безопасность аэродромного персонала. Но лазеры, установленные на самолете, возможно окажутся целесообразным средством борьбы с птицами. Сейчас во Франции предпринимаются попытки сконструировать устройство , расположенное на бopтy самолёта, которое   может создать в пространстве светящуюся фигуру в виде синусоиды на площади около 1 га, образованную точечными световыми сигналами и перемещающуюся впереди самолета со скоростью его полета.

Похожие статьи:

  1. Специфика перелётов птиц в различные сезоны года Птицы обитают в различных частях земного шара от северного полюса...
  2. Возможности радиолокационных наблюдений Все живые объекты (птицы, летучие мыши, насекомые), находящиеся в воздухе,...
  3. Причины концентрации птиц на аэродромах Практически все, что может привлечь птиц на аэродромы, имеется и...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.