Сен 04

Сельскохозяйственные работы

Попытки уменьшить численность птиц путем ограничения сельскохозяйственного использования земель на аэродромах и прилегающей территории предпринимаются во многих странах, но не везде они заканчиваются успехом. За рубежом администрация аэропортов часто вынуждена сдавать аэродромные земли в аренду для использования в хозяйственных целях. Единственный выход для администрации в таких случаях – это обязать арендаторов расположить сельскохозяйственные участки как можно дальше от ВПП.

По нормативам, принятым в канадских аэропортах, в хозяйственное использование могут отдаваться участки, находящиеся далее 360 м от ВПП. При этом их рекомендуется использовать для заготовки сена, выращивания люцерны, льна, сои, устройства спортплощадок, стоянок автомашин, выращивания озимой ржи и пшеницы, яровой пшеницы, ячменя и других зерновых культур, за исключением кукурузы и овса. Не допускается вспашка земель с одной стороны ВПП ранее чем через 24 ч после вспашки земли с другой стороны ВПП. На расстоянии до 360 м от осевой линии ВПП запрещено выращивание подсолнечников, злаков, огородных культур и фруктовых деревьев, выпас скота, свиней и других животных, разведение скота и пушных зверей. В этой зоне разрешено сеять траву на сено, клевер или люцерну, но только в тех аэропортах, где число столкновений с птицами не превышает пяти случаев в год.

Несмотря на действующие нормативы, руководству канадских аэропортов настоятельно рекомендуется по возможности избегать использования территории аэродрома для сельскохозяйственных нужд.

На гражданских и военных аэродромах ФРГ полностью запрещено выращивание сельскохозяйственных культур и фруктовых деревьев, а также выпас овец. Овцы выпугивают из травы насекомых, поэтому они всегда сопровождаются большими стаями птиц. Кроме того, помет овец привлекает насекомых, а за ними и птиц. Сами овцы уплотняют землю, что приводит к ее заболачиванию. Они поедают растения, поэтому обеспечить необходимую высоту травостоя при выпасе овец нельзя. Помимо всего, овцы могут выбежать на ВПП и стать источником опасности для самолетов.

На швейцарских аэродромах также запрещены любая сельскохозяйственная деятельность и выпас овец. В Норвегии признано нецелесообразным выращивать на аэродромах зерновые культуры и овощи. В Бельгии территория гражданских аэродромов освобождается от сельскохозяйственного использования на расстоянии 150 м от осевой линии ВПП и 60 м от ее торцов. На военных аэродромах Дании запрещены все сельскохозяйственные работы в пределах 600 м от границ ВПП. Администрация гражданских аэропортов также стремился соблюдать эти правила, но ее действия не подкрепляются ведомственными постановлениями.

Поскольку многие западноевропейские страны испытывают отчаянную нужду в обрабатываемых площадях, сельскохозяйственные культуры возделываются порой на всей территории аэродромов. Например, в амстердамском аэропорту Шипол даже промежутки между взлетно-посадочными полосами заняты посадками овощей. Правда, число выращиваемых культур ограничено и, кроме того, на участках с зерновыми культурами высеиваются травы, чтобы закрыть жнивье. Запрещены использование навоза и обработка земли культиватором. Все это в какой-то степени сдерживает увеличение численности птиц.

На военных голландских аэродромах полностью запрещено выращивание зерновых и бобовых культур и не разрешается применять органические удобрения. Последнее ограничение введено для уменьшения роста травы, в результате чего сокращается частота ее выкашивания. Работники этих авиабаз считают, что уменьшение хозяйственной эксплуатации территории летного поля является наиболее перспективным мероприятием по сокращению численности птиц на аэродромах.

В настоящее время в большинстве стран не решен вопрос о полном или частичном запрещении сельскохозяйственных работ на приаэродромной территории. Во-первых, администрация аэропортов отвечает за эколого-орнитологические условия в пределах границ аэродрома и обычно не интересуется обстановкой за его пределами. Во-вторых, и это главное, администрация аэропортов не является хозяином прилегающей территории и потому не в состоянии запретить выращивание на ней сельскохозяйственных культур и размещать хозяйственные объекты, привлекающие птиц. А просьбы администрации местные землепользователи обычно не удовлетворяют. На этом основании ряд западноевропейских стран выдвинул предложения об использовании прилегающих к аэродромам земель, однако ИКАО пока не выработала единых рекомендаций по данному вопросу.

Международное законодательство содержит технические требования по размещению и содержанию аэродромов, но не определяет допустимых эколого-орнитологических условий на окружающей их территории. Однако имеются некоторые рекомендации на этот счет в отдельных странах. Например, канадские специалисты предлагают выделить на территории, окружающей аэродром, три зоны.

В первой зоне, радиусом около 3 км от центра аэродрома, запрещается любое использование земельных участков, за исключением сооружения игровых площадок, нефте — и газоперерабатывающих систем, складов оборудования. Во второй зоне, радиусом около 5 км, не допускается размещение лесных и рыбных заповедников, сельскохозяйственных полей и передвижных буфетов, но разрешается выращиватьелки и декоративные растения. В третьей зоне, радиусом около 8 км, не должно быть заповедников, птиц, болот, свинарников, фруктовых садов, скотоферм, открытых водных бассейнов и сточных вод, свалок и прочих объектов, способствующих концентрации птиц. Допускается строительство спортивных сооружений. В основных международных аэропортах эти расстояния рекомендуется увеличить на 1–2 км.

Специалисты ФРГ настоятельно рекомендуют ограничивать выпас скота на прилегающей к аэродромам территории. Проведенные ими исследования показали, что на десяти западногерманских аэродромах, в окрестностях которых регулярно выпасался скот, коэффициент столкновений с птицами был примерно в 3 раза выше, чем на остальных.

Французские специалисты считают, что на приаэродромных землях целесообразно выращивать следующие культуры, не привлекающие птиц: турнепс, свеклу, картофель, морковь, помидоры, редис, брюкву, спаржу, лук-порей, лен и сою. Помимо этого, они предлагают ограничить выращивание ряда культур, способствующих массовой концентрации птиц: пшеницы, ячменя, кукурузы гороха, капусты, клевера, проса, подсолнечника, гречихи, вики, бобов, салата, сорго, кормового редиса.

На гражданских аэродромах Советского Союза в соответствии с действующими указаниями запрещено: высаживать деревья и кустарники; складировать различные материалы; применять удобрения, способствующие размножению насекомых; выпасать скот; выращивать сельскохозяйственные культуры, привлекающие птиц. Перечень запрещенных (разрешенных) культур может устанавливаться отдельно по каждому аэродрому с учетом международного опыта и рекомендаций местных орнитологов. Администрации аэропортов предложено по возможности уменьшить сельскохозяйственные работы на территории аэродромов за исключением сенокошения. Согласно «Положению о землях транспорта» (1981 г.), запрещено создавать подсобные хозяйства аэропортов ближе 15 км от границ аэродрома.

Руководству аэропортов рекомендовано решить с местными властями, колхозами и совхозами вопрос о введении ряда ограничений на сельскохозяйственное использование земель, прилегающих к аэродромам в радиусе 10–15 км от аэродрома. В число этих ограничений входят: ликвидация свалок, вспашка полей только в ночное время, чтобы почвенные беспозвоночные успели до утра зарыться в землю; перепахивание в ночное время полей с зерновыми культурами сразу после уборки урожая, чтобы засыпать землей оставшиеся на поверхности зерна; запрещение выпаса скота; осушение мелких водоемов и скашивание на крупных водоемах береговой и прибрежной растительности в момент начала гнездования птиц.

Указанные мероприятия рекомендуется проводить не на всей территории, а только на тех ее участках, которые регулярно посещаются птицами, пересекающими при перелётах ВПП и подходы к ней. На каждом аэродроме, исходя из местной орнитологической обстановки, могут осуществляться дополнительные меры по ограничению сельскохозяйственной деятельности на прилегающей к ним территории. Они должны быть обоснованы.

Похожие статьи:

  1. Снижение привлекательности аэродромов для птиц Травяной покров характерен для большинства аэродромов, поэтому во многих странах...
  2. Причины концентрации птиц на аэродромах Практически все, что может привлечь птиц на аэродромы, имеется и...
  3. Эколого-орнитологическое обследование района аэродрома Перед выполнением профилактических мероприятий по снижению численности птиц необходимо выявить...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.