Июл 26

Распределение столкновений по группам птиц

Для успешного предотвращения столкновений самолетов с птицами необходимо знать, какие из них часто представляют реальную опасность для авиации. Исследования показали, что число видов пернатых, когда-либо участвовавших в столкновениях с самолетами Аэрофлота, почти достигает 100. Однако главную опасность представляют всего 15-20 видов.

Основная часть информации о столкновениях птиц с самолетами поступает от экипажей воздушных судов. Во время пилотирования практически невозможно определить вид птиц. Это было бы не под силу даже опытному орнитологу. Однако в большинстве случаев, когда пилоты замечали момент сближения с птицей, они правильно устанавливали их принадлежность к какой-либо из числа известных групп (чайки, голуби, хищные, утки и т. д.).

В последние годы из авиапредприятий все чаще стали поступать на определение остатки птиц, обнаруженные на воздушных, как правило, это часть оперения и лапы. По ним почти  всегда удается установить вид птиц и заодно проверить правильность его определения пилотами. Распределение числа столкновений различных групп птиц в следующее:

Голуби…………………………………………………………………………….25

Чайки……………………………..…………………………………………………………….……18

Водоплавающие (утки, гуси)………………………………………………………………..……….….14

Мелкие воробьиные (скворцы, жаворонки, ласточки)………………………………….……14

Хищники………………………..…………………………………………………………………………….……13

Врановые (вороны, грачи, галки)………………………………………………………………….……6

Стрижи…………………………………………………………………………………………………………..…..3

Совы…………………………………………………………………………………………………….…….………3

Аисты и журавли………………………………………………………………………………..………….…..2

Прочие ..……………………………………………………………………………………………….……………2

Голуби (преимущественно полудомашние) и чайки чаще других птиц сталкивались с самолетами, что связано с постоянным присутствием этих птиц на многих аэродромах. В Западной Европе первое место по числу столкновений занимают чайки (более 40%). Менее часто сталкивались с самолетами водоплавающие и мелкие воробьиные птицы. Утки и гуси сравнительно редко скапливаются на аэродромах, однако во время миграционных перелетов они представляют большую опасность, главным образом, из-за своих крупных размеров и образования больших стай. Имеются сведения, что утки и голуби сравнительно   плохо экстраполируют движение объектов, в том числе и самолетов. Столкновения с мелкими воробьиными птицами в действительности происходят значительно чаще, но в связи с небольшой силой удара многие из них остаются незамеченными.

Сравнительно большое число столкновений с хищными птицами, не являющимися многочисленными в СССР, объясняется тем, что многие из них имеют крупные размеры и часто летают на больших высотах. Столкновения с ними, как правило, приводят к повреждению самолета, которые в обязательном порядке регистрируются.

Чайки чаще других птиц сталкивались с самолетами Ту-134, Як-40 и реже с Ан-24, Ан-2 и Ил-14; хищные чаще с Ан-12, ИЛ-14 и вертолетами и реже с Ту-134 и Ан-24; врановые чаще с Ту-154, Ан-12 и Ил-18 и реже с Ил-14; водоплавающие чаще Ту-154, Ил-14 и вертолетами; реже – с Ан-12; мелкие воробьиные чаще с Як-40 и реже с Ту-154, Ан-12 и Ил-14 (табл. 5).

Таблица 5

Доля столкновений с голубями была сравнительно высокой зимой и низкой весной; с чайками – высокой летом и низкой весной и осенью; с хищными птицами – высокой весной и низкой зимой; с водоплавающими  птицами – высокой весной и осенью, низкой летом; с врановыми – высокой осенью и зимой, низкой  весной; мелкими воробьиными птицами – высокой зимой и летом, низкой весной.

Распределение столкновений по группам птиц в зависимости от этапов полета самолетов приведено в табл. 6.

Таблица 6

Столкновения с голубями, по сравнению с другими птицами, регистрировались чаще при наборе высоты; со стрижами, хищными и водоплавающими птицами – в крейсерском полете; с чайками и врановыми – при разбеге, взлете и пробеге.

Чайки, врановые и водоплавающие  птицы довольно часто сталкиваются с самолетами в ночное время, а хищные и водоплавающие птицы – на больших высотах (табл. 7).

Таблица 7

Распределение столкновений имеет тесную связь со спецификой поведения и экологии птиц. По донесениям пилотов можно сделать вывод, что случаи столкновений воздушных судов с птичьими стаями составляют 63%, а с одиночными птицами только 37%. Однако к этим данным следует относиться критически, поскольку многие случаи столкновений с одной птицей из стаи регистрировались пилотами как столкновения с одиночными птицами.

В прибрежных районах самолеты сталкивались преимущественно с чайками. Во внутренних районах европейской территории страны наиболее высокий процент столкновения приходился, как правило, на долю голубей, на Кавказе и в Средней Азии – на долю хищных птиц, в Сибири – на долю водоплавающих и хищных птиц.

Похожие статьи:

  1. Распределение столкновений с птицами по типам воздушных судов Регистрация случаев столкновений воздушных судов с птицами начала вестись в...
  2. Сезонное, суточное и высотное распределение столкновений с птицами Распределение столкновений во времени и пространстве находится в прямой зависимости...
  3. Возможности радиолокационных наблюдений Все живые объекты (птицы, летучие мыши, насекомые), находящиеся в воздухе,...

автор admin \\ теги:



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.