Дек 05

Поведение птиц при приближении самолета

Соседство самолетов и птиц имеет сравнительно недавнюю историю. Поэтому отношение птиц к самолетам определяется главным образом индивидуальным опытом пернатых. Естественно, что молодые особи имеют меньше шансов избежать столкновения с самолетами, а взрослые становятся жертвами столкновений преимущественно в моменты, когда их природная осторожность ослаблена, например, при усиленном поиске корма, демонстрационных брачных полетах и т. д. По всей вероятности реакция птиц на приближающийся самолет зависит не только от его конфигурации, размеров и характера полета (снижение, подъем, горизонтальный полет и т. д.), но и от видовых, половых и возрастных особенностей птиц, а также их физиологического состояния и опыта.

Специальные наблюдения за поведением птиц в ситуациях сближения с самолетом проводились сравнительно редко, но тем не менее по ним можно заключить, что реакция птиц на приближающийся самолет может иметь характер паники, безразличия, а иногда и агрессивности. На медленное движение самолета по ВПП и рулежным дорожкам птицы, как правило, не обращают внимания. Быстрое приближение самолета во время разбега или пробега вызывает у чаек настоящую панику. Чибисы, грачи и скворцы также отлетают с пути самолета, но признаков паники не проявляют. При этом скворцы улетают на значительное расстояние от самолета. Некоторые кулики (чернозобики) при приближении самолетов часто совершают зигзагообразный полет вдоль ВПП, увеличивая тем самым   вероятность столкновения.

Важные результаты дали наблюдения за поведением птиц, проведенные в течение 1979–1981 гг. на трех прибалтийских аэродромах, где за этот период было отмечено свыше 1000 конфликтных ситуаций между самолетом и птицами, из них более 500 летом, 200 в осенне-зимний период и 400 весной. В конфликтных ситуациях участвовали птицы 18 видов, но в большинстве случаев это были врановые (50–70%).

Весной чаще других птиц сближались с самолетами грачи (50%). Было установлено, что они, находясь на расстоянии далее 150 м от края ВПП, на самолеты не реагировали. Если же они сидели поблизости от ВПП, то в большинстве случаев (до 80%) отлетали в сторону от нее. Примерно так вели себя вороны и галки, однако несколько чаще по сравнению с грачами пересекали ВПП перед самолетом. Озерные чайки улетали позже всех, причем в одном случае из трех пересекали ВПП.

В летнее время птицы среднего размера (врановые, чайки), по-прежнему, не обращали внимания на самолеты, если сами находились далее 150 м от ВПП. У мелких птиц (скворцов, жаворонков) это расстояние составляло около 100 м. Отмечено, что гайки ни разу не пересекли ВПП перед самолетом, зато вороны делали это часто (40% случаев), но, реагируя одними из первых на появление самолета, они успевали невредимыми преодолеть полосу.

Осенью в конфликтных ситуациях участвовали чаще всего вороны. Расстояние, с которого вороны и грачи реагировали на самолет, увеличивалось по сравнению с летним периодом в 1,5– 2 раза и составляло 250–300 м. По-видимому, это объясняется тем, что осенью многие из них были представлены мигрирующими особями, не привыкшими к виду самолетов. В то же время чайки почти вплотную подпускали самолеты, взлетая на расстоянии 20–50 м от них.

Зимой у грачей, как ни странно, увеличивалось расстояние, с которого они реагировали на приближающийся самолет. Возможно, это объясняется улучшением видимости и слышимости в данное время года. Зато у ворон это расстояние сокращалось, причиной чему могло быть присутствие на летном поле старых и достаточно привыкших к шуму и беспокойству птиц.

Несколько по-другому ведут себя птицы при встрече с самолетом в воздухе. Мелкие птицы: дрозды, стрижи, ласточки и другие уходят с курса самолета в самый последний момент, а утки и гуси на значительном расстоянии. Наблюдались случаи, когда гуси пытались обгонять малоскоростные самолеты или не обращали на них внимания, даже когда те приближались к ним вплотную.

Отмечалось, что птицы уходят с пути самолета, в большинстве случаев плавно снижаясь или складывая крылья и камнем падая вниз. Выбор маневра зависит от быстроты обнаружения самолета и летных способностей пернатых. Птицы с медленным, часто парящим полетом: чайки, аисты, хищные с большим трудом избегают столкновения. Если же самолет летит с включенными посадочными фарами, проблесковыми огнями или освещенным лобовым остеклением, птицы издалека замечают его и вовремя освобождают путь.

К числу особых столкновений относятся нападения хищных птиц на самолеты. Правда, многие впечатления о нападениях оказываются ошибочными из-за оптической иллюзии: при стремительном приближении самолета к спокойно парящей птице у пилота может возникнуть впечатление нападения ее на самолет. Вот как описывался один из случаев нападения хищной птицы на самолет Ан-2 во время авиационно-химических работ в газете «Коммунист Таджикистана» от 9.02.80 г. «…самолет начал снижение. Вдруг перед ним появился огромный гриф. Не думая сворачивать, птица ринулась на самолет».

Многочисленные сообщения пилотов о том, что хищные птицы кружат подолгу над летящим самолетом и неоднократно атакуют его, противоречат истине, поскольку даже первоклассные летуны среди птиц не могут развить в полете скорость более 100–120 км/ч. И все же имеются достоверные случаи нападения хищных птиц на летящие планеры и небольшие самолеты, хотя они и наблюдались довольно редко. Чаще всего такие случаи отмечались, когда самолет, вертолет или планер пролетали рядом с гнездом хищных птиц или близко (до 100 м) от самца и самки, совершающих брачные полеты, а также вблизи одиночной молодой птицы, защищающей выбранную ею территорию. Но в большинстве случаев птицы, вероятно, просто демонстрировали нападение. Атакующая реакция проявлялась только у тех птиц, которые летели выше или на одной высоте с самолетом.

Несмотря на редкость, нападения хищных птиц представляют большую опасность для самолетов, так как эти птицы имеют крупные размеры, летают на больших высотах, в связи с чем столкновения с ними приводят к значительным повреждениям воздушных судов. Например, в результате нападения орла на самолет Ил-14 в 1976 г. во время посадки самолета в аэропорту Усть-Кута было пробито лобовое остекление, но пилоты сумели благополучно закончить полет. В 1980 г. самолет Як-40, следовавший по маршруту Душанбе – Куляб, был атакован на высоте 2200 м грифом, пробившим в носовой части самолета отверстие диаметром 30 см. Другой гриф напал весной 1982 г. на самолет Ан-2, распылявший удобрения в Ошской обл. В результате удара было разрушено остекление кабины, но экипаж не пострадал и благополучно произвел посадку.

Похожие статьи:

  1. Причины концентрации птиц на аэродромах Практически все, что может привлечь птиц на аэродромы, имеется и...
  2. Специфика перелётов птиц в различные сезоны года Птицы обитают в различных частях земного шара от северного полюса...
  3. Снижение привлекательности аэродромов для птиц Травяной покров характерен для большинства аэродромов, поэтому во многих странах...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.