Авг 31

Ликвидация свалок

Наличие рядом с аэродромами свалок и других привлекающих птиц объектов (звероферм, скотных дворов, птицефабрик и т. п.), с точки зрения орнитологического обеспечения безопасности полетов, является совершенно нежелательным. Аэродромы имеют хорошие условия для отдыха птиц, а указанные объекты – для их кормежки, поэтому численность пернатых при наличии такого соседства обычно резко увеличивается.

В ряде стран существуют ограничения на размещение свалок вблизи аэродромов. В отношении других хозяйственных объектов сведения практически отсутствуют. Вероятнее всего авиационным работникам не удалось добиться запрета на их размещение в приаэродромной зоне.

В Англии нет специальных постановлений, запрещающих устройство свалок вблизи аэродромов. Однако местные власти в соответствии со специальной инструкцией обязаны консультироваться с руководством аэропортов при решении вопроса о размещении в радиусе 11 км от аэродрома каких-либо объектов, способных привлечь птиц. В Дании существует циркуляр, по которому свалки не должны находиться ближе 6,5 км от аэродрома. В Канадских аэропортах действует инструкция, запрещающая устраивать мусорные свалки в радиусе 8 км от аэродрома.

В США нет никаких государственных постановлений, направленных против размещения вблизи аэродромов свалок и приравненных к ним объектов, но федеральная авиационная администрация выпустила указание, согласно которому отстойные водоемы не должны находиться ближе 3 км от ВПП, предназначенных для турбореактивных самолетов, или ближе 1,5 км от ВПП, используемых для полетов только поршневой авиацией.

В аэропортах ФРГ действует специальное постановление, по которому в пределах 5 км от аэродрома должны быть ликвидированы все свалки и не допускается строительство новых мест для отходов.

Категорически запрещено занимать аэродромную территорию под мусорные свалки без пищевых отходов, так как они тоже привлекают птиц.

В Швеции, как и в большинстве других стран, также отсутствуют постановления, касающиеся специально свалок. Но администрация гражданской авиации может выразить протест против сооружения в радиусе около 13 км от аэродрома любых объектов, привлекающих птиц. Правда, в одном случае он не возымел действия, так как правительственные органы все же приняли решение разместить свалку вблизи аэропорта, но при условии, что на нее не будут выбрасываться пищевые отходы, а вся работа по измельчению и изготовлению компоста будет проводиться в крытом помещении.

ИКАО рекомендует размещать свалки мусора на расстоянии не менее 13 км от центральной точки аэропорта и относиться с особым вниманием к их правильному расположению. Так, если в окрестностях аэропорта имеются места колониального гнездования птиц, то свалки следует расположить на одной с ними стороне аэродрома, чтобы птицы не пересекали летное поле. При этом свалки будут в определенной степени даже отвлекать птиц от аэродромов.

Следует отметить, что ЕКОПС рекомендовал ликвидировать все объекты, способствующие концентрации птиц на расстоянии до 13 км от границ аэродрома, т. е. примерно в радиусе 15 км от его центральной точки.

В некоторых странах предпринимались попытки уменьшить привлекательность свалок путем сбрасывания пищевых отходов в заранее вырытые глубокие траншеи и засыпки их сверху землей. Однако оказалось, что обеспечить быструю засыпку отходов нельзя, кроме того, птиц привлекало рыхление земли, в результате которого на поверхности появилось большое число беспозвоночных животных. Самым эффективным было признано решение осуществлять данные работы в ночное время, когда птиц нет. Это позволит почвенным беспозвоночным спрятаться до утра в земле, так что прилетевшие на свалку птицы не смогут найти на ней практически никакого корма. Указанным способом в окрестностях одного из зарубежных аэропортов удалось снизить численность чаек на свалке с 15 000 до нескольким сотен.

В Советском Союзе, согласно «Положению о землях транспорта» (1981 г.), на землях, прилегающих к территории аэродромов в радиусе 15 км запрещается размещать свалки с пищевыми отходами, а также строить звероводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие массовому скоплению птиц.

Запрет на размещение свалок и других подобных объектов в радиусе даже 15 км от аэродрома не всегда позволяет достичь желаемой цели, поскольку многие птицы совершают полеты за кормом на более далекие расстояния. Так, скворцы могут летать на места кормежки, удаленные от мест ночлега почти на 20 км, Расстояние кормовых полетов у врановых птиц достигает часто 20–30 км. На такие же расстояния совершают кормовые перелеты и чайки. Известны случаи, когда они ежедневно прилетали за кормом на ферму, удаленную на расстояние 18 км от их колонии.

Чайки, зимующие в окрестностях Марсельского аэропорта, летали кормиться с залива на свалку, расположенную в 27 км.

Имеются сообщения, что чайки могут улетать за кормом от гнезда на расстояние даже до 50 км.

Конечно, такие дальние перелеты птицы совершают только в

исключительных случаях, когда поблизости нет других концентрированных источников корма. Чаще всего расстояние кормовых перелетов составляет около 10 км, поэтому размещение свалок и подобных им хозяйственных объектов далее 15 км от аэропорта обычно не приводит к усложнению орнитологической обстановки на аэродромах.

И все же при решении вопроса о создании в районе аэропорта новых объектов, привлекающих птиц, следует стараться разместить их как можно дальше от аэродрома и с таким расчетом, чтобы летящие к ним птицы не пересекали аэродромную территорию, т. е., чтобы источники корма и места колониального гнездования, отдыха и ночевки птиц находились по одну сторону от аэродрома.

Похожие статьи:

  1. Причины концентрации птиц на аэродромах Практически все, что может привлечь птиц на аэродромы, имеется и...
  2. Специфика перелётов птиц в различные сезоны года Птицы обитают в различных частях земного шара от северного полюса...
  3. Возможности радиолокационных наблюдений Все живые объекты (птицы, летучие мыши, насекомые), находящиеся в воздухе,...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.