Июл 31

Функции работников аэропортов по орнитологическому обеспечению безопасности полетов

Сведения об организации на зарубежных аэродромах мероприятий по предотвращению столкновений самолетов с птицами встречаются довольно редко, причем они касаются лишь части организационных вопросов. Тем не менее такая информация представляет определенный интерес и может быть использована, в практике отечественных авиапредприятий.

В США на 127 наиболее птицеопасных гражданских аэродромах для организации мер борьбы с птицами были созданы специальные группы, состоящие из работников службы движения, безопасности полетов и охраны. На гражданских аэродромах Норвегии все работы по уменьшению числа столкновений с птицами организуются начальником аэропорта или начальником службы движения, а в Австрии – инспектором по безопасности полетов. В гражданских аэропортах Дании за отпугивание птиц от аэродрома отвечают начальники пожарных команд или работники службы безопасности полетов, которые 4 раза в год повышают свою квалификацию.

Во многих странах (США, Англии, Италии, Бельгии, Нидерландах, Индии, Японии, Чехословакии и др.) в самых птицеопасных аэропортах введены штатные должности орнитологов, которые занимаются отпугиванием, отловом и отстрелом птиц, а также организуют работу служб аэропорта по орнитологическому обеспечению полетов. По признанию зарубежных специалистов, выполнение такого большого объема работ одним человеком не давало заметных успехов. В связи с этим в ряде аэропортов были созданы бригады по предотвращению столкновений с птицами. Например, в лондонском аэропорту Хитроу группа по борьбе с птицами состояла из 16 чел. Она имела в своем распоряжении! четыре автомобиля (на трех из них были смонтированы биоакустические установки), сигнальные ракетницы и ружья 12 калибра. В США на шести крупных гражданских аэродромах контроль за птицами осуществляли группы из 2 чел., а на восьми аэродромах эту работу выполняли трехсменные  патрули. Персонал групп предварительно  был обучен мерам борьбы с птицами. В результате принятых мер на данных аэродромах произошло уменьшение числа столкновений.

В амстердамском международном аэропорту Шипол весь комплекс мероприятий организует и контролирует специальный комитет из 4 чел.,который возглавляет администратор аэропорта.На аэродроме имеется группа по борьбе с птицами, состоящая из12 чел. В еераспоряжении находятся передвижная биоакустическая установка, газовые пушки, механические вертушки, чучела хищных птиц, ракетницы, ружья и прочие средства.

Представляют интерес данные об организации борьбы с птицами на зарубежных военных аэродромах. В Англии на 25 аэродромах ВВС созданы подразделения по отпугиванию птиц, состоящие из3 чел.и имеющие на вооружении ракетницы, ружья, машины с биоакустическими установками. Эти подразделения подчинены руководителю полетов, который отвечает за организацию оперативных мер по отпугиванию птиц. Ожидается, что в результатеработы 20 таких команд ежегодный ущерб уменьшится примерно на 190 тыс. ф. ст.

Аналогичныеподразделения имеются на семи военных авиабазах вНидерландах. Входящие в них специалисты ежегодно проходят переподготовку в Англии. Для них организуются также 1 раз в 3 мес.однодневные семинары по обмену опытом на одной из своихавиабаз. Работы по отпугиванию птиц осуществляются следующимобразом: рано утром проводится подсчет птиц на летном поле,затем принимаются меры по их отпугиванию, которые заканчиваются не позже чем за 15 мин до начала полетов. Вдальнейшемптицы отпугиваются только по указанию работников службыдвижения. В перерывах между полетами проводится дополнительное патрулирование летного поля.

В ФРГ на каждом военном аэродроме имеется специалист, отвечающий за организацию орнитологического обеспечения полетов и координирующий деятельность служб. Один раз в 2 года эти специалисты собираются на трехдневные курсы для обмена опытом и ознакомления с зарубежными достижениями.

Вгражданской авиации СССР организационные меры, направленные на предотвращение столкновений воздушных судов сптицами, заложены в Типовой инструкции по орнитологическомуобеспечению безопасности полетов, согласно которой общую организацию и контроль за проведением на аэродромах мероприятий по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами осуществляет командир объединенного авиационного (летного) отряда. Проведение практических работ возлагается на работников службы движения, аэродромной службы, АТБ, ВОХР, ЭРТОС, летный состав и инженера-инспектора по безопасности полетов.

Работники службы движения осуществляют визуальный и радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой, информируют экипажи об обнаружении птиц на пути движения воздушных судов, анализируют данные о фактических и ожидаемыхорнитологических условиях в районе аэродрома, дают указания другим службам аэропорта произвести отпугивание птиц. При необходимости принимают решение о временном прекращении полетов. Практика показала, что работники службы движения во многих случаях руководят действиями пилотов для избежания столкновений и принимают непосредственное участие в отпугивании птиц выстрелами из ракетниц или с помощью биоакустических установок.

Работники аэродромной службыорганизуют эколого-орнитологическое обследование района аэродрома, привлекая специалистов из научных учреждений, осуществляют мероприятия по изменению экологической обстановки на территории аэродрома, отпугивают птиц выстрелами из ракетниц (иногда стрельбой из

ружей). Эти работники должны ежедневно осматривать ВПЦ ля сбора сбитых самолетами птиц и отправлять найденные остатки специалистам для определения их видовой принадлежности, однако эти требования не всегда выполняются. Вследствие этого трудно получить полное представление о том, какие птицы создают наибольшую опасность для воздушных судов на конкретных аэродромах. Руководство аэропортов должно принять меры по устранению этого недостатка в работе аэродромной службы.

Летный составоповещает диспетчеров УВД об обнаруженных в районе аэродрома интенсивных перелетах птиц, ставит в известность соответствующих лиц о замеченных случаях столкновения с птицами, при получении информации о возникновении на аэродроме или подходах к нему опасной орнитологической обстановки выполняет определенные действия по уменьшению вероятности и опасности соударения с птицами.

Пилоты иногда успевают заметить реакцию птиц на приближающийся самолет. Таким образом, они располагают уникальной информацией, которая в настоящее время нигде не регистрируется, хотя имеет важное значение для специалистов. В связи с этим в летных отрядах необходимо проводить разъяснительную работу и привлекать летный состав к сбору подробных сведений о столкновениях с птицами, так как это касается безопасности полетов.

Работники ВОХРотпугивают птиц от аэродрома выстрелами из ракетниц или ружей по указанию руководителя полетов. Аналогичные действия могут с успехом осуществляться и членами пожарных команд.

Работники ЭРТОСмонтируют на аэродроме автоматические и полуавтоматические устройства по отпугиванию птиц (газовые пушки, биоакустические установки и др.), а также систематически проверяют их работоспособность, так как ухудшение работы этих устройств приводит к быстрому снижению эффективности их действия.

Работники АТБрегистрируют и передают в установленном порядке сведения о повреждении воздушных судов птицами, направляют специалистам на определение обнаруженные на воздушныхсудах остатки птиц. Важность этих мероприятий не нуждается вдоказательствах, однако работники АТБ относятся к их выполнениюпорой безответственно. Опросы показывают, что большинство столкновений с птицами, когда воздушные суда получают незначительные и легкоисправимые повреждения (царапины, небольшие вмятины) или когда на них имеются только следы столкновения (кровь, перья птиц), не регистрируется. Вследствие этого теряется информация примерно о 80–90% столкновений. Поэтому необходимо проводить разъяснительные мероприятия среди работников АТБ о важности данной работы.

Инженер-инспектор по безопасности полетовили заменяющее его лицо регистрирует, анализирует и докладывает руководящему и летному составу поступающую к нему от пилотов и работников АТБ информацию о столкновениях воздушных судов с птицами, контролирует правильное и своевременное выполнение инструктивных материалов по авиационной орнитологии.

В аэропортах, где введена должность инженера-орнитолога, ряд мероприятий по орнитологическому обеспечению безопасности полетов должен проводиться указанными специалистами. Они обязаны в первую очередь осуществлять общее руководство работами, организовывать взаимодействие между службами аэропорта, анализировать орнитологическую обстановку, информировать руководящий и летный составы об орнитологических условиях па аэродроме, проводить занятия по авиационно-орнитологической тематике с работниками аэропорта, контролировать правильность и своевременность принятия мер по предотвращению столкновений.

Приведенные положения об организации в эксплуатационных авиапредприятиях орнитологического обеспечения безопасностиполетов не должны восприниматься как жесткие правила. Hа разных аэродромах объем работ у служб аэропорта неодинаков,поэтому проведение отдельных мероприятий иногда целесообразно поручить работникам других служб при условии, что это неотразится на безопасности полетов.

Важной мерой по повышению эффективности орнитологического обеспечения полетов является организация в аэропортах занятий по авиационно-орнитологической тематике со всеми работниками, имеющими отношение к предотвращению столкновений воздушных судов с птицами. Эти занятия рекомендуется проводить не реже 1 раза в полгода (с летным составом – перед каждым сезоном) в часы технической учебы. К проведению занятий следует привлекать наиболее опытных специалистов аэропорта и орнитологов. В программу занятий желательно включать следующие вопросы.

1.Создаваемая птицами опасность для воздушных судов в районе аэродрома в разное время суток и года. Информация должна быть основана на сведениях о размещении и перелетах наиболее опасных птиц, а также случаях столкновений с ними самолетов.

2. Организация на аэродроме орнитологического обеспечения безопасности полетов. Здесь следует уточнить функциональные обязанности работников аэропорта, изложить план первоочередных или перспективных мероприятий.

3. Проведение визуального и радиолокационного контроля за орнитологической обстановкой (с использованием плакатов, кинофильмов, фотоальбомов по радиолокационной тематике).

4. Создание на аэродроме и прилегающей к нему территории дискомфортных условий для птиц.

5. Отпугивание птиц от аэродрома воспроизведением записанных на магнитной ленте тревожных птичьих криков, стрельбой из ракетниц и ружей.

6. Поведение птиц при сближении с самолетом и действия экипажей по уменьшению вероятности и опасности столкновения с ними.

Во время занятий необходимо указать на особенность проведения авиационно-орнитологических мероприятий в различные периоды суток и года, в разных орнитологических ситуациях. Важно объяснить работникам аэропорта, что орнитологическое обеспечение безопасности полетов – это целый комплекс довольно сложных мероприятий, требующих постоянного внимания и совершенствования. Здесь не может быть раз и навсегда установленных правил и поэтому исполнители должны проявлять больше инициативы и творческой выдумки для повышения эффективности предупредительных мер.

Орнитологическая обстановка характерна своей изменчивостью, поэтому необходимо добиваться оперативного осуществления рекомендованных мер, так как запоздалые мероприятия могут привести к их неэффективности. В результате принятых мер опасность от птиц на аэродроме уменьшается и иногда у исполнителей падает интерес к продолжению работ. Этого не должно быть. Работы по предотвращению столкновений с птицами следует считать непрерывным процессом, хотя их объем после достижения положительных результатов может в определенной степени сократиться.

Похожие статьи:

  1. Снижение привлекательности аэродромов для птиц Травяной покров характерен для большинства аэродромов, поэтому во многих странах...
  2. Распределение столкновений с птицами по типам воздушных судов Регистрация случаев столкновений воздушных судов с птицами начала вестись в...
  3. Возможности радиолокационных наблюдений Все живые объекты (птицы, летучие мыши, насекомые), находящиеся в воздухе,...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.