Авг 10

Эколого-орнитологическое обследование района аэродрома

Перед выполнением профилактических мероприятий по снижению численности птиц необходимо выявить условия, способствующие их концентрации, а также места и сроки скоплений птиц. Это можно сделать только в результате эколого-орнитологического обследования. Данное мероприятие, как показала зарубежная практика, имеет весьма важное значение. Например, обследование 12 районов аэродромов в Новой Зеландии позволило целенаправленнее вести борьбу с птицами, в результате чего число столкновений с ними сократилось в среднем на 30%, а на отдельных аэродромах – на 46% (с чайками число столкновений уменьшилось на 89%).

Особенно широкое распространение обследование районов аэродромов получило в странах Западной Европы и Северной Америки. Так, на всех военных аэродромах в Бельгии орнитологическое обследование осуществляется в обязательном порядке каждый год. В процессе его собираются сведения о ландшафтных изменениях, доминирующих типах почв и растительности, сельскохозяйственных работах, наличии скотоферм и звероферм, свалок, заболоченных участков, водоемов и других объектов, способствующих концентрации птиц. Все военные аэродромы в Англии обследуются в радиусе 14 км. На основании полученных результатов составляется карта-схема масштаба 1 : 50000, на которой указываются наиболее привлекательные места для птиц.

В ФРГ все военные авиабазы обследуются в радиусе 6 км. Обследование повторяется каждые 2–4 года. С 1974 г. проводится регулярное обследование каждого гражданского аэродрома (по выражению местных специалистов – биотопная экспертиза). Первое из них, самое тщательное, занимало около 2 лет. Во время его собиралась информация о геологических, гидрологических, метеорологических, метеорологических и почвенных условиях, растительном покрове, населении птиц, наличии свалок и хозяйственных объектов, привлекающих птиц, и т. д. Обследование на аэродромах, где эксплуатируются реактивные самолеты, повторялось каждые 2 года, а на остальных аэродромах оно проводилось с периодичностью в 4 года. В результате систематического проведения биотопных экспертиз число столкновений в большинстве аэропортов страны заметно уменьшилось.

В амстердамском аэропорту Шипол эколого-орнитологическое обследование осуществлялось в течение ряда лет каждую третью неделю. Тщательному осмотру были подвергнуты и все наиболее птицеопасные аэродромы в США и Канаде.

В гражданской авиации СССР детальное эколого-орнитологическое обследование было проведено лишь на нескольких аэродромах, хорошим примером тому служат работы в аэропорту Алма-Аты. Основная часть аэропортов, где регулярно отмечаются случаи столкновений воздушных судов с птицами, нуждается и безотлагательном и тщательном обследовании.

Первое обследование аэродрома и прилегающей к нему территории может провести только группа квалифицированных специалистов, включая опытных орнитологов и ботаников. Для повторных осмотров требуется значительно меньше сил и времени, а в тех аэропортах, где введены штатные должности орнитологов, они могут быть выполнены непосредственно данными специалистами.

В настоящее время эколого-орнитологическое обследование отечественных аэродромов осуществляется разными методами, что связано с отсутствием единых требований к его проведению. В отдельных случаях осмотр оказывается поверхностным или охватывает недостаточную по площади территорию. Первое эколого-орнитологическое обследование в большинстве аэропортов страны целесообразно осуществлять по следующей схеме.

На территории аэродрома организуются систематические наблюдения за орнитологической обстановкой, которые проводятся по 2 ч утром и вечером 1 раз в пять дней с наблюдательных пунктов, расположенных в торцах ВПП. В течение этого же дня совершается обход вдоль границы ВПП для подсчета птиц на летном поле и сбора на ВПП остатков сбитых птиц. В результате, наблюдений устанавливаются маршруты, высоты, интенсивность и суточная активность перелетов птиц, места их локализации и характер пребывания на территории аэродрома.

В остальные дни проводится маршрутное обследование аэродрома в радиусе 10–30 км (граница обследуемой территории уточняется с учетом дальности суточных перелетов у местных видов птиц, которая, как правило, составляет около 10–20 км). В результате осмотра устанавливаются: места концентрации птиц; число и видовой состав скапливающихся птиц; характер их поведения в местах концентрации (гнездятся, кормятся, отдыхают, ночуют); периоды суток, когда образуются скопления; особенности среды обитания, способствующие концентрации птиц (наличие деревьев, кустарников, тростниковых зарослей, водоемов, сельскохозяйственных полей, свалок, скотоферм, звероферм, элеваторов и прочих хозяйственных объектов.

Эколого-орнитологическое обследование лучше иногда производить с помощью имеющихся на аэродроме транспортных средств: велосипедов, мотоциклов, автомобилей, моторных лодок. В некоторых случаях территорию целесообразно осматривать с вертолетов или небольших самолетов, что позволяет за короткий промежуток времени оценить видовой состав и численность птиц на обширных площадях. Наиболее хорошо поддаются авиационному учету крупные птицы с белым оперением (лебеди, пеликаны, цапли) или имеющие контрастную окраску. При их проведении целесообразно пользоваться биноклями с 6–8-кратным увеличением. Для контроля глазомерных определений численности больших скоплений птиц желательно производить фотографирование.

Следует учитывать, что с борта самолета (вертолета) отличить миграционные перелеты птиц от обычных (кормовых и пр.) перелетов значительно проще, чем при наблюдении с земли, так как появляется возможность проследить путь птиц на большом расстоянии. Полученные при авиационных учетах данные являются более объективными по сравнению с результатами наземных наблюдений, так как использование авиации позволяем осмотреть большую территорию за столь короткое время, что птицы не успевают существенно переместиться и подвергнуться учету повторно. Необходимо принимать во внимание, что эти данные оказываются, как правило, несколько заниженными при подсчете птиц в больших скоплениях.

Метод авиационного обследования наиболее предпочтителен при работах в труднопроходимой местности (сильно пересеченной, заболоченной и т. д.). Маршруты для обследования следует прокладывать с таким расчетом, чтобы были осмотрены все участки территории. Учитывая, что размещение птиц, как правило, меняется в течение суток, необходимо каждый участок осматривать в утренние, околополуденные и вечерние часы.

Для выявления сезонных особенностей орнитологической обстановки обследование следует проводить в периоды: массового весеннего и осеннего перелета птиц; начала гнездования; массового вылета птенцов из гнезда; перелета на линьку; активныхпослегнездовых и зимних кочевок.

Для дополнения результатов обследования рекомендуется произвести опрос экипажей воздушной разведки, а также работников аэропорта, знающих местных птиц или проводящих визуальные и радиолокационные наблюдения за их перелетами. Результаты обследования и опроса целесообразно сопоставлять с данными о перелетахптиц, полученными от местных обществ охотников, промысловых и спортивных охотничьих хозяйств, лесничеств, краеведческих музеев, зоологических кафедр университетов, научно-исследовательских и педагогических институтов, а также с соседних аэродромов. С этой же целью рекомендуется использовать орнитологическую информацию, содержащуюся в литературныхи специальных картографических материалах по данномy району.

После сбора данных об орнитологической и экологической обстановкe производится всесторонний анализ факторов, способствующиx концентрации птиц в районе аэродрома. Изучение полученной информации наиболее эффективно при условии ее картирования на крупномасштабной схеме района аэродрома, на которой показано размещение естественных биотопов и сельскохозяйственных угодий. Это позволяет установить связь птиц с территорией и, следовательно, дает возможность выяснить условия их обитания в конкретных местах района аэродрома.

Наиболее простым признаком, указывающим на особенности средыобитания, способствующие концентрации птиц, является характер поведения птиц в местах скоплений. Например, скопление на лугу отдыхающих птиц указывает на то, что их привлекает здесьнизкий травяной покров, не позволяющий хищным зверям незаметно к ним подкрадываться. А скопление на лугу кормящихсяптиц указывает на то, что на данном участке их привлекаетрастительная или животная пища.

При проведении обследования необходимо учитывать, что в районе аэродрома находятся участки, по своим природным условиям пригодные для массового обитания птиц, но по каким-либо причинам не используемые ими. Такие участки из-за проведенных мероприятий могут осваиваться птицами после вынужденнойпотери ранее занятых мест. Поэтому нужно прилагать усилия к выявлению «резервных» участков.

Характер поведения и размещения птиц изменяются под влиянием хозяйственной деятельности человека, климатических и других факторов. В связи с этим необходимо проводить дополнительное обследование  района аэродрома в те дни, когда в окружающей среде ожидаются существенные перемены. Результатыпроводимого обследования должны регулярно анализироваться для внесения необходимых корректив в план авиационно-орнитологических мероприятий. ИКАО рекомендует ежегодно обследовать каждый птицеопасный аэродром, несмотря даже нарезкое сокращение числа столкновений.

Похожие статьи:

  1. Функции работников аэропортов по орнитологическому обеспечению безопасности полетов Сведения об организации на зарубежных аэродромах мероприятий по предотвращению столкновений...
  2. Возможности радиолокационных наблюдений Все живые объекты (птицы, летучие мыши, насекомые), находящиеся в воздухе,...
  3. Причины концентрации птиц на аэродромах Практически все, что может привлечь птиц на аэродромы, имеется и...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.