Сен 20

Биоакустические установки

Биоакустический метод впервые был применен в 1954 г. В Америке для отпугивания скворцов от мест ночевок на городских зданиях. Первая же трансляция крика «бедствия» скворцов дала неожиданный результат – все скворцы взлетели со зданий, сделали несколько кругов и улетели. Повторяя трансляцию в последующие ночи, удалось полностью избавить город от тысячных стай скворцов. В том же году данный метод был применен во Франции для отпугивания врановых птиц от посевов зерновых культур, а также отгона скворцов от плодовых садов, и снова были получены эффективные результаты.

Уже через год появились первые биоакустические установки для разгона птиц с аэродромов сначала в Нидерландах, а затем и в других странах (Австрии, Англии, Бельгии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии, Швеции, США, Канаде, Индии, Японии и др.). Установки были двух типов: передвижные (магнитофон, усилители и громкоговорители монтировались на автомашине) и стационарные (магнитофон и усилители размещались в помещении, а громкоговорители устанавливались вдоль ВПП).

Первая передвижная биоакустическая установка была создана в 1955 г. на амстердамском аэродроме. Она состояла из кассетного магнитофона, усилителя и громкоговорителя мощностью 60 Вт. Управление установкой осуществлял инспектор аэропорта. Данный метод в сочетании со стрельбой из ракетниц успешно используется на этом аэродроме до настоящего времени. Первая стационарная биоакустическая установка также была смонтирована в Нидерландах на одной из авиабаз и начала эксплуатироваться с 1956 г. Она представляла собой магнитофон, усилители и 90 громкоговорителей, размещенных вдоль всей ВПП. При трансляции криков американских чаек и чибисов результаты были отрицательными, так как европейские соплеменники, как оказались, не понимали их языка.

В 1957 г. эксперименты были повторены уже с использованием сигналов местных птиц. Эффективность отпугивания стала сразу же высокой и не снижалась до 1963 г., затем из-за технического несовершенства аппаратуры она упала. Эффективность отпугивания удалось повысить путем сочетания трансляций криков птиц с выстрелами из ракетниц и ружей, а также сокращением длительности трансляции до 1 мин. С появлением на голландских аэродромах самолетов F-104 пришлось увеличить прочность мембран громкоговорителей, так как они разрушались от высокого звукового давления. Это сразу же ухудшило качество воспроизведения и уменьшило эффективность действия установок. В настоящее время на голландских авиабазах успешно применяются более совершенные варианты стационарных и мобильных биоакустических установок, причем привыкания птиц к ним не наблюдается.

В ФРГ биоакустические установки начали использоваться на аэродромах с 1958 г. Одновременно проводились опыты по отпугиванию скворцов от виноградников и вишневых садов путем транслирования крика тревоги этих птиц, издаваемого при виде хищника. Первое время эффективность отпугивания была невысока, что было вызвано техническим несовершенством применяемых средств. Эксперименты стали успешными только после использования радиоаппаратуры, не имеющей’ искажений в области высоких частот (12–15 кГц).

В Англии с начала 60-х годов биоакустический метод применяется с неизменным успехом на всех военных базах и в большинстве гражданских аэропортов. Для отпугивания птиц была создана подвижная установка «Сапфо», транслирующая крики бедствия чаек, чибисов, скворцов и галок. С ее помощью удалось снизить численность птиц в среднем на 80%.

Во Франции применялись биоакустические установки трех типов: стационарные,  передвижные и полуподвижные. Первая стационарная установка была смонтирована в 1975 г. на аэродроме возле Ниццы. Она представляла собой катушечный магнитофон, усилители, два громкоговорителя по 35 Вт, работающих в диапазоне звуковых частот 250–9000 Гц, и два громкоговорителя по 60 Вт, имеющих диапазон 500–12 000 Гц. Громкоговорители были расставлены через 100 м в середине участка разбега и на подходе к ВПП для обеспечения безопасности взлета и посадки самолетов. Управление установкой осуществлялось с диспетчерской вышки по радио. Однако стационарная установка не дала желаемых результатов.

Передвижной вариант биоакустической установки эксплуатировался примерно в 15 французских аэропортах. Она была смонтирована на автомобиле и состояла из кассетного магнитофона, усилителя мощностью 40 Вт, одного или двух динамиков, воспроизводящих звуковые частоты в диапазоне 80–12 000 Гц. Отпугивание производил специально выделенный работник по команде диспетчера (1 раз в год эти работники обучались методам отпугивания птиц). Автомобили с биоакустическими  установками во всех аэропортах были окрашены в один цвет. У птиц на этот цвет выработалась соответствующая реакция и при виде машины они улетали с аэродрома.

Полуподвижные установки, действующие в аэропортах Ниццы и Марселя, состояли из кассетного магнитофона, усилителя мощностью 100 Вт, одного громкоговорителя с полосой рабочих частот 80–12 000 Гц и блока батарей. Вся аппаратура монтировалась на специальной тележке, которая перевозилась в наиболее птицеопасные участки летного поля. Включение и выключение осуществлялись по радиокомандам с диспетчерской вышки.

Все три типа установок имели свои преимущества и недостатки. Стационарный вариант позволял сразу же произвести отпугивание птиц в необходимом участке ВПП, а также на большой площади аэродрома, однако в условиях интенсивного воздушного движения его трудно было смонтировать. Кроме того, обслуживание стационарной установки доставляло много хлопот, так как динамики часто портились из-за влияния погодных условий.

Передвижная установка обладала большей эффективностью, поскольку автомобиль подходил почти вплотную к птицам, а оператор мог подкрепить сигнал опасности выстрелом из ракетницы. Этот вариант требовал значительно меньше затрат. Недостатком его являлись малая акустическая мощность, снижающая дальность действия, и необходимость привлечения специального персонала. Полуподвижная установка имела по существу один недостаток – нельзя было оперативно заменить кассету для воспроизведения тревожного крика другой породы птиц. Этот вариант установки был признан наиболее оптимальным.

В некоторых странах проводились эксперименты по отпугиванию пернатых криками хищных птиц, записанными на магнитной ленте. Так, в канадском аэропорту Ванкувер криками соколов успешно отгонялись чайки. Использовался также метод отвлечения птиц от аэродрома с помощью трансляции в стороне от него брачных криков, сигналов сбора, обнаружения пищи, но оказалось, что эффективность их действия была либо невысокой, либо кратковременной.

В последние годы за рубежом предпринимались попытки создать синтезированные биоакустические сигналы, представляющие собой сочетание только информативных фрагментов из сигнальных фраз птиц. Транслирование подобных сигналов давало лучший отпугивающий эффект.

Некоторые ученые предложили весьма интересную идею по выработке у отдельных особей птиц повышенной реакции на отпугивающие крики. Схема действий при этом такова. Сначала отлавливается несколько птиц. Затем им скармливается приманка с добавками химических реагентов (не в смертельной дозе). При ее проглатывании у птиц начинаются судороги. В это время транслируются тревожные крики. В результате у подопытных птиц вырабатывается устойчивая паническая реакция на трансляцию подобных криков. Выпущенные на волю, эти птицы первыми реагируют на биоакустическое отпугивание и увлекают остальных птиц за собой. Представляется перспективным обработка птиц данным способом и выпуск их в различные районы страны. Предполагается, что паническая реакция будет передаваться из поколения в поколение.

Похожие статьи:

  1. Биоакустические установки: крики бедствия и тревоги Эксперименты показывают, что самыми эффективными для отпугивания птиц являются крики...
  2. Причины концентрации птиц на аэродромах Практически все, что может привлечь птиц на аэродромы, имеется и...
  3. Возможности радиолокационных наблюдений Все живые объекты (птицы, летучие мыши, насекомые), находящиеся в воздухе,...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.