Ноя 16

Снижение показателей внимания

УСТОЙЧИВОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ

В полетах у членов экипажей на фоне эмоционального напряжения и развития начальных признаков утомления, выраженность которых зависит от характера полетного задания, определяется тенденция к снижению кратковременной памяти, объема запоминания и воспроизведения слов и чисел. Аналогичные изменения наблюдаются при выполнении заданий на устойчивость и концентрацию внимания, а также тестов, характеризующих ассоциативное мышление и вербальные функции.

В то же время показатели, характеризующие переключение и распределение внимания, имеют выраженную тенденцию к улучшению результатов. Это можно объяснить тем, что в сложных условиях летной деятельности, даже на фоне снижения функциональных резервов организма, еще возможно определенное их перераспределение. Например, при ухудшении памяти на слова, снижении результатов проб «сложные ассоциации», «вербальный тест» и других наблюдается сохранение или даже повышение результативности проб на оперативную память и переключение внимания. Причем при ухудшении некоторых тестовых показателей результативность профессиональных проб, например на точность выдерживания заданных параметров полета при пилотировании и решении штурманских задач, существенно не изменяется.

Представляет интерес сопоставление данных, полученных при проведении проб, характеризующих некоторые стороны психической деятельности, и зарегистрированных после высоко-нагрузочной функциональной пробы степ-тест. Снижение показателей запоминания и воспроизведения чисел и слов в конце полета отмечалось у 32% обследованных летчиков, среди лиц с низкими результатами степ-теста у 40%; показатель устойчивости внимания ухудшился соответственно у 30 и 42%, Еще больше различались результаты теста на переключение внимания – функции, которая определяет структуру профессиональных действий летного состава в полете.

После полетов у летного состава отмечалось снижение показателей кратковременной и зрительной памяти, устойчивости и концентрации внимания, ассоциативного мышления и др. У 12–28% обследованных эти изменения сохранялись на протяжении 18–24 ч после полета. Показатели распределения и переключения внимания, точности дозированных мышечных усилий, как правило, улучшались.

Наиболее выраженные изменения психологических показателей наблюдались у командиров экипажей, деятельность которых связана с наибольшим эмоциональным напряжением. При сопоставлении результатов, полученных у членов экипажей вертолетов Ми-4, Ми-6 и Ми-8, установлено, что менее выраженные сдвиги были у членов экипажей вертолетов Ми-8. В значительной мере это объясняется лучшими физиолого-гигиеническими условиями в кабинах этих вертолетов.

Похожие статьи:

  1. Исследование сердечнососудистой системы и функции внешнего дыхания При послеполётном векторкардиографическом обследовании у значительной части летчиков отмечаются брадикардия,...
  2. Исследование функционального состояния анализаторов Исследование некоторых функций зрительного анализатора, проведенное у членов экипажей вертолетов,...
  3. Эмоциональное напряжение экипажа в полете При полетах на вертолетах у летного состава наблюдается выраженное эмоциональное...

автор admin \\ теги: , ,



Комментарии закрыты.