Ноя 16

Полеты на вертолетах имеют ряд существенных особенностей, касающихся процесса пилотирования пространственной ориентировки и медицинского обеспечения. Среди факторов, влияющих на летный состав во время полета, вибрации занимают одно из ведущих мест. По своим частотным и амплитудным характеристикам они значительно отличаются от наблюдаемых на самолетах. Особого внимания заслуживают низкочастотные компоненты вибрации по оси «у», которые близки к резонансным частотам тела человека. При полетах на малых высотах существенное значение приобретают поперечно-направленные вибрации. При их действии связочно-мышечный аппарат позвоночника работает на сдвиг, а при длительном воздействии вызывает утомление околопозвоночных мышц. Такие вибрации передаются непосредственно на межпозвоночные хрящи, позвонки и нервные корешки. Именно это вызывает боли в поясничной области, которые появляются у летного состава после длительных полетов на вертолетах.

Отмечаются особенности и в ведении пространственной ориентировки при визуальном пилотировании вертолета. Осуществляя пространственную ориентировку, летчик учитывает движение, параллельное земной поверхности, ощущаемое по встречному перемещению видимых объектов, и движение, направленное вертикально вверх или вниз, создающее иллюзию радиального перемещения объектов к центру или от центра. Кажущееся перспективное движение наземных объектов, воспринимаемое летчиком при визуальном управлении вертолетом, является сложно-зависимой функцией зрительного восприятия. Наибольшую сложность представляет пилотирование над морем. Отсутствие ориентиров затрудняет оценку высоты, особенно при зависании вертолёта над водной поверхностью. В этом случае возможны иллюзии поступательного движения, вызванные морской зыбью. Иллюзии потери высоты и заваливания могут возникнуть в результате возмущающего воздействия потока воздуха от несущего винта.

В условиях полета одним из моментов, определяющих структуру движении рулями по управлению вертолетом, являются особенности аэродинамики вертолета и его несущего винта. В силу различных факторов устойчивость вертолета неодинакова по отношению к его различным осям. Большая статическая неустойчивость наблюдается по углу тангажа, меньшая – по крену.

Количество управляющих движений летчика различно на разных этапах полета. Так, на взлете в течение 30 сек выполняется в среднем до 48 движений, в горизонтальном полете до 35, при снижений – до 55 и на посадке – до 72. Темп выполнения рабочих операций довольно высокий: в среднем одно движение за 0,9–1,3 сек. Движения ручкой управления по крену и тангажу по количеству и структурной сложности весьма различны. Эти различия проявляются в большем числе управляющих движений, производимых для сохранения необходимого угла тангажа и устранения крена (движения ручкой управления от себя – на себя, вправо – влево, то есть в направлении продольной и поперечной осей вертолета), и, в меньшем, по диагонали. Количество продольных движений в полете составляет в среднем 45–65%, поперечных – 5–15%, смешанных – 20–40 %. Как показывает статистика, ошибочные действия летчиков, связанные с техникой пилотирования вертолета, составляют на взлете до 25%, на посадке – до 50%. В горизонтальном полете, при наборе высоты и снижении допускается относительно небольшое количество ошибочных действий. Выявленные различия в частоте возникновения ошибочных действий летного состава на различных этапах полета определяются в первую очередь видом и характером поступающей информации, способом приема; точностью и скоростью ее переработки.

Похожие статьи:

  1. Эмоциональное напряжение экипажа в полете При полетах на вертолетах у летного состава наблюдается выраженное эмоциональное...
  2. Влияние низкочастотной вибрации на зрение D. H. Drazin, J. C. Guignard Human Problems of Supersonis...
  3. Ошибки летчика, обусловленные конструктивными особенностями авиационной техники В авиационной практике часто встречаются ошибки, причины которых могут быть...

автор admin \\ теги: , ,



Комментарии закрыты.