Дек 10

При послеполётном векторкардиографическом обследовании у значительной части летчиков отмечаются брадикардия, а также укорочение интервала Р–Q, не связанное с учащением сердечного ритма. Изменения электрической оси и электрической позиции сердца после полетов свидетельствовали о преобладании левого желудочка. У части обследованных эти изменения сохранялись и через сутки после полетов.

По данным векторного анализа пространственной векторэлектрокардиографии, изменяются величина и направление интегральных векторов, комплексов QRS и зубца Т, что также характеризует преобладание левого желудочка.

Наиболее часто параметры векторкардиографии отклонялись от нормы у летчиков вертолетов Ми-4. При индивидуальной оценке этих изменений была выявлена зависимость выраженности изменений от длительности полета и сложности полетного задания.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что полетные условия на вертолетах Ми-4 предъявляют большие требования к сердечнососудистой системе членов экипажей, чем на вертолетах Ми-6 и Ми-8.

При комплексном исследовании функционального состояния аппарата кровообращения у летных экипажей до полетов обнаруживается повышение среднего гемодинамического давления при нормальных величинах минимального и максимального артериального давления и величины гемодинамического удара. Скорость распространения пульсовой волны по сосудам эластического и мышечного типов уменьшается более чем у половины обследованных членов экипажей вертолетов.

В первые 2–3 ч после полетов у половины обследованных вариационные пульсограммы были характерны для ваготонии или вегетодистонии. Преобладание парасимпатического тонуса после полета носит фазовый характер. Эти изменения, как правило, исчезают через 18–24 ч после полета.

На векторэлектрокардиограмме наибольшее количество изменений наблюдается у членов экипажей вертолётов Ми-4, наименьшее – у членов экипажей вертолетов Мй-8 (р < 0,05). Динамическое наблюдение показывает, что у членов экипажей вертолетов Ми-8 (р < 0,01) векторэлктрокардиограмма изменяется в меньшей степени, чем у членов экипажей вертолётов Ми-6 (р < 0,05).

По данным анализа фазовой структуры сердечного цикла, после полетов уменьшается индекс напряжения миокарда, несколько увеличивается период изгнания и внутрисистолический показатель, что может свидетельствовать о более эффективной регуляции гемодинамики. Подобным же образом меняется продолжительность общей и механической систол желудочков, величины которых после полета возрастают. Скорость подъема давления в левом желудочке также возрастает у всех членов экипажей.

После выполнения полетного задания артериальное давление снижается, что свойственно в равной мере летчикам и другим членам экипажей. Через сутки артериальное давление, как правило, нормализуется.

Характер гемодинамических показателей указывает на увеличение после полетов ударного и минутного объемов сердца, объемной скорости выброса и скорости кровотока. У всех членов экипажей вертолетов Ми-4, кроме борттехника, отмечается понижение тонуса сосудов. Через сутки восстанавливается исходный уровень.

Изучение функции внешнего дыхания показало, что через 1–3 ч после полета у членов экипажей вертолетов Ми-4 и Ми-6 возрастает минутный объем дыхания (МОД) и уменьшается жизненная емкость легких. Наиболее существенные изменения отмечены у экипажей вертолетов Ми-4. У 2/3 обследованных увеличились поглощение кислорода и коэффициент его утилизации, что свидетельствует о повышении обмена веществ.

После полетов наблюдается также укорочение времени задержки дыханий. У некоторых членов экипажей вертолетов Ми-4 и Ми-6 снижались мощность выдоха, жизненная емкость легких и дыхательный коэффициент. У членов экипажей вертолета Ми-8 каких-либо существенных изменений в дыхании не обнаружено.

Некоторые изменения функции внешнего дыхания у летчиков и борттехников вертолетов Ми-4 и Ми-6 сохранялись в течение суток после полета.

На основании приведенных материалов можно сделать вывод, что условия деятельности на вертолетах Ми-4, Ми-6 и Ми-8 оказывают определенное влияние на организм членов экипажа. Выявленные изменения носят временный функциональный характер. У части обследованных они сохраняются и после суточного отдыха.

Лица старших возрастных групп с большим стажем работы на вертолетах нуждаются в более тщательном медицинском контроле за состоянием здоровья. Для профилактики вибрационной болезни всем членам экипажей вертолетов после полётов рекомендуются душ и теплые ванны для рук и ног перед сном. При медицинских осмотрах особое внимание следует уделять состоянию чувствительности дистальных отделов рук и ног. В случае ее нарушения летчиков нужно направлять на лечение в госпиталь.

Принимая во внимание характер вибраций, действующих на летный состав, регулярно летающий на вертолетах, в период прохождения ВЛК целесообразно проводить рентгенографическое обследование позвоночника.

Авиационные врачи должны         также следить (исходя из индивидуальных особенностей летного состава) за летной нагрузкой и послеполетным отдыхом каждого члена экипажа, учитывая, что физиологические функции организма полностью нормализуются, как правило, не ранее чем через сутки после полета.

Целенаправленный медицинский контроль за членами экипажей вертолетов поможет решить вопросы, связанные с обеспечением надежности их работы, и другие практические задачи, направленные на повышение эффективности деятельности летных экипажей и безопасности полетов.

Похожие статьи:

  1. Исследование функционального состояния анализаторов Исследование некоторых функций зрительного анализатора, проведенное у членов экипажей вертолетов,...
  2. Эмоциональное напряжение экипажа в полете При полетах на вертолетах у летного состава наблюдается выраженное эмоциональное...
  3. Безопасность летчика при катапультировании и аварийной посадке Современные средства аварийного покидания и средства приземления экипажей летательных аппаратов...

автор admin \\ теги: ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.