Дек 08

Эмоциональное напряжение экипажа в полете

При полетах на вертолетах у летного состава наблюдается выраженное эмоциональное напряжение, причем уровень его на различных этапах различен.

В табл. 1 приведены сравнительные показатели эмоциональной напряженности по изменению частоты сердечных сокращений у командиров экипажей вертолетов на различных этапах полета.

Из табл. 1 видно, что у командиров экипажей, имевших различный уровень летной подготовки, выполнение одинаковых по сложности этапов полета сопровождалось различным уровнем эмоционального напряжения, что выражалось в значительных индивидуальных колебаниях частоты пульса. Причем колебания, были тем существеннее, чем сложнее был этап полета.

Таким образом, определение изменений частоты пульса у летчиков на различных этапах полета; позволяет количественно оценить индивидуальную «физиологическую стоимость» деятельности каждого летчика.

Таблица 1

Динамика изменения частоты, сердечных сокращений у командиров экипажей вертолетов Ми-4, Ми-6 и Ми-8 на различных этапах полета

Типы

вертолетов

Частота пульса, уд/мин
на взлете в горизонтальном полете при полете в строю на посадке
Ми-4
Ми-8
Ми-6

Примечание. В числителе – средняя частота сердечных сокращений; в знаменателе пределы индивидуальных вариаций.

Зависимость выраженности эмоционального напряжения от степени ответственности за выполнение полета членами экипажа и сложности деятельности можно проследить на примере различных видов полетов на вертолётах Ми-8, показанных на рисунке.

Из рисунка видно, что у командиров экипажей наиболее эмоционально «окрашены» полеты с грузом на внешней подвеске, тренировочные полеты с одним выключенным двигателем, при загрузке и разгрузке вертолёта в режиме висения и в меньшей степени – при осуществлении одиночных полетов в простых метеорологических условиях и полётах в строю.

Степень эмоционального напряжения у летчиков-штурманов в перечисленных видах полетов была меньше, чем у командиров экипажей. Это, вероятно, объясняется тем, что летчики-штурманы в основном дублируют операции по управлению вертолетом. Если же они были ответственны за качество выполнения отдельных элементов полета, пульс у них учащался. Это наблюдалось, например, при полетах строем. Подобная зависимость отмечалась и при других сложных операциях в полете.

Анализ частоты сердечных сокращений у командиров экипажей при выполнений сложных элементов полета методом вариационной пульсометрии выявил симпатикотоническую реакцию (мономерное распределение сердечных циклов с модой в пределах 0,5–0,8 сек и колеблемостью от 0,04 до 0,10 сек). Полученные данные приведены в табл. 2.

После перехода вертолета в режим горизонтального полета эмоциональное напряжение у командиров экипажей снижалось и наблюдался переход умеренно выраженной симпатикотонической реакции в нормотоническую (М – 0,82 сек, МО – 0,81 сек, колеблемость – от 0,79 до 0,89).

Таблица 2

Динамика показателей вариационной пульсограммы у командиров экипажей вертолетов Ми-4 на различных этапах полета

Статистические показатели Этапы полета
взлет с аэродрома взлет с площадки на 7-й мин горизонтального полета Полет по приборам снижение на посадку,

Н=50 м

снижение на посадку,

Н = 35 м

посадка,

руление

30 мин полета 40 мин полета 1 ч 30 мин полета
Средняя длительность сердечного цикла М (100 серд. циклов), сек 0,52 0,52 0,82 0,69 0,73 0,8 0,58 0,57 0,69
Мода (МО), сек 0,52 0,50 0,81 0,69 0,73 0,8 0,57 0,5 0,62
Среднее квадратическое отклонение, σ 0,0045 0,011 0,012 0,012 0,0095 0,013 0,027 0,013 0,006
Коэффициент асимметрии, As 0 1,82 0,83 0 0 0 0,37 5,38 12,07
Пределы изменчивости сердечного цикла 0,51–0,55 0,5–0,59 0,79–0,89 0,64–0,73 0,69–0,82 0,71–0,85 0,54–0,62 0,5–0,8 0,6–0,8
Характер реакции Выраженная симпати котоническая реакция Нормотоническая реакция Умеренная симпатикотоническая реакция Нормотоническая реакция Нормотоническая реакция Выраженная симпатикотоническая реакция Умеренно выраженная симпатикотоническая реакция

Таблица 3

Динамика показателей вариационной пульсограммы летчика-штурмана при самостоятельном управлении вертолетом Ми-4 и при передаче управления командиру экипажа

Статистические показатели Этапы полета
вертолетом управляет командир вертолетом управляет летчик-штурман
взлет 55 мин полета 65 мин полета 80 мин полета (заход на посадку) посадка 30 минполета 50 мин полета
Средняя длительность сердечного цикла (М), сек 0,81 0,78 0,82 0,77 0,75 0,76 0,72
Среднее квадратическое отклонение, σ 0,011 0,012 0,011 0,014 0,018 0,011 0,012
Мода (МО) 0,8 0,82 0,83 0,8 0,72 0,77 0,7
Коэффициент асимметрии (As) 0,91 3,33 0,91 2,14 1,67 1,67 0,91
Пределы колеблемости сердечного цикла 0,71–0,9 0,59–0,89 0,74–0,89 0,68–0,85 0,61–0,79 0,68–0,79 0,61–0,85
Характер реакции Нормотоническая реакция Умеренная симпатикотоническая реакция Нормотоническая реакция Умеренная симпатикотоническая реакция

Рисунок. Изменение частоты сердечных сокращений у членов экипажей вертолетов Ми-8 при выполнении полетов различной сложности:

А – одиночные полеты в ПМУ;

Б – полеты строем;

В – полет с одним выключенным двигателем;

Г – полет с грузом на внешней подвеске.

Этапы полета:

1 – выруливание; 2 – взлет; 3 – горизонтальный полет; 4 – зависание; 5 – посадка; 6 – заруливание; 7 – остановка двигателей; 8 – посадка.

В одиночных полетах по маршруту у летчиков-штурманов преобладали либо нормотонические реакции сердечного ритма (на взлете и в горизонтальном полете вертолетом управлял командир экипажа), либо умеренные симпатикотонические – во время самостоятельного управления вертолетом в горизонтальном полете (табл. 3).

Нормотонический характер реакций у них неустойчив и при усложнении полета сменяется симпатикотоническим (полет над пересеченной местностью и др.).

Сопоставление показателей эмоционального напряжения в полетах на разных типах вертолетов показало, что оно развивается у всех членов экипажа. О степени выраженности эмоционального напряжения можно судись по данным вегетативных сдвигов (в частности, по частоте сердечного ритма), которые достаточно точно отражают картину сложности деятельности членов экипажей на каждом этане полета.

Похожие статьи:

  1. Исследование сердечнососудистой системы и функции внешнего дыхания При послеполётном векторкардиографическом обследовании у значительной части летчиков отмечаются брадикардия,...
  2. Исследование функционального состояния анализаторов Исследование некоторых функций зрительного анализатора, проведенное у членов экипажей вертолетов,...
  3. Сердечнососудистая система Нарушения в системе кровообращения во время действия ускорений по сравнению...

автор admin \\ теги: ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.