Мар 01

Знания, навыки и умения в профессиональной деятельности летчика

При анализе любой профессиональной деятельности психология использует понятия о знаниях, навыках и умениях.

Под знаниями понимается усвоенная человеком и используемая им в процессе деятельности система понятий, отражающих свойства и связи объектов и явлений реальной действительности.

Действия, доведенные до высокой степени совершенства, выполняемые без затруднений и в определенной последовательности, стереотипно, называются в психологии навыками. К навыкам пилотирования относятся  заученные циклы движений. Стереотипизация действий позволяет летчику выполнять большой объем операций, совмещать действия. Возможность стереотипизации обусловлена тем, что управление самолетом подчиняется известным закономерностям и существует заранее известная связь между любым воздействием летчика на органы управления и ожидаемой реакцией самолета. Человек в таких условиях способен предугадать результаты своих действий, поскольку ему известны объективные условия полета. Каждый раз данная задача в процессе пилотирования достигается практически одними и теми же средствами: определенным комплексом исполнительных движений. Отсюда – эффективность автоматизированного навыка при пилотировании и манипулировании с кнопками и рычагами.

Одной из характерных черт процесса формирования двигательных навыков является объединение отдельных, частных движений в единое целое. Так, при выполнении некоторых действий пилотирования требуется координированное воздействие на ручку управления самолетом и ножные педали. Человек, только что начинающий обучаться летному делу, совершает соответствующие движения рук и ног порознь, но в процессе тренировки они объединяются, формируется единая двигательная структура. Формирование двигательных структур сопровождается постепенной ликвидацией "бесполезных" движений и понижением мышечной напряженности. Так, на первых этапах овладения действиями пилотирования курсант обычно работает всем телом в напряженной позе, делая при этом ряд ненужных движений. В результате он тратит много энергии и быстро утомляется. Опытный летчик работает только теми группами мышц, которые необходимы для данного движения. Поза его свободная, движения точны, уверенны, экономны.

Другая характерная черта формирования навыков – перестройка сенсорной структуры действия. На первых этапах овладения действием центральная роль в регуляции и проверке производимых движений предоставляется зрению. Со временем, по мере натренированности, повышается роль контактных (осязательных) и проприоцептивных сигналов (сигналы от рецепторов, расположенных в мышцах, связках, сухожилиях). Бывалые летчики могут осуществлять сравнительно сложные координированные движения без зрительного контроля. Летчик, который в совершенстве овладел таким навыком, принимается контролировать зрительно не до такой степени собственные движения, сколько итог действия в целом. Возникает также возможность совместно с выполнением двигательного действия выполнять другие дополнительные задания.

Третья черта процесса формирования навыка – изменение характера сознательного контроля. Вначале сознанием контролируется каждый элемент действия. На ступени же автоматизации сознательный контроль относится ко всему действию в целом. А это значит, что у человека, который обладает навыком, мышление обращено уже не на координацию движений, а на решение других заданий.

Отличительной чертой летного труда является переучивание на новую технику. Естественно, что каждый новый самолет требует перестройки уже имеющихся или формирования некоторых новых навыков. Следует иметь в виду, что в одних случаях старые навыки способствую! развитию новых, а в других – мешают. Первый случай обычно определяется как перенос, второй – как интерференция. Под интерференцией понимается отрицательное влияние усвоенных навыков на вновь образуемые, приводящие к ошибкам в пилотировании. Например, при освоении посадки на самолете с изменяемой стреловидностью крыла некоторые летчики на этапе выдерживания увеличивали число оборотов двигателя, не учитывая, что самолет данного типа имеет лучшие аэродинамические характеристики, меньшую посадочную скорость и в отличие от посадки самолета с треугольным крылом в увеличении оборотов двигателя на этапе выдерживания нет необходимости. Интерференция навыков сказывается и при работе с оборудованием, компоновка которого в кабине отличается от расположения на ранее освоенном типе, в результате чего летчик не сразу находит нужный переключатель или путает его с другим. Перенос навыков осуществляется успешно, если летчик подходит к этому сознательно: понимает и может обобщить черты сходства нового и старого навыков, анализирует особенности движений, характерных для нового навыка.

Нередко термин "навык" путают с термином "умение". Тем не менее эти понятия не идентичны. Навык – это автоматизированное действие, для него присуща стереотипность. Наоборот, умение проявляется в решении новых заданий. Умение помогает хорошо ориентироваться в новых условиях и представлено не только как простое повторение того, что было изучено в прошлом опыте, но и содержит в себе творческий момент.

Умением является способность человека применять знания и навыки при решении конкретных практических заданий.

Похожие статьи:

  1. Психологическая сущность специальных умений и навыков действий в аварийных ситуациях Психологическая проблема формирования специальных умений и навыков определена анализом поведения...
  2. Полеты на малых высотах Полет на малой высоте имеет специфические психологические особенности. Важнейшая, принципиальная...
  3. Рекомендации по организации психологической подготовки к аварийным ситуациям Формирование умений и навыков действий в аварийных ситуациях являемся важным...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.