Мар 01

Характеристика восприятия пилотажной информации в полете по приборам

При полете ночью или в облаках летчик обращается к пилотажно-навигационным приборам от 50 до 200 раз в минуту, фиксируя взгляд на каждом приборе в течение 0,3– 0,9 с. Кроме того, он периодически воспринимает показания других приборов и сигнализаторов, зрительно контролирует манипуляции органами управления бортовыми системами. Даже непродолжительное лишение возможности принимать зрительную информацию от приборов приводит к утрате представления о пространственном положении. При отсутствии визуальных сигналов летчик не только не может сохранить, но и не в состоянии определить, что пространственное положение самолета изменилось. Летчик не ощущает режима полета без наблюдения за приборами, Например, если летчик отвлекся от непосредственного контроля за пространственным положением самолета, то при переходе из горизонтального полета в спираль (крен 30 и снижение 15 м/с) он сможет определить свое пространственное положение только через 7–20 с. Таким образом, роль зрительных сигналов в полете по приборам является решающей для выдерживания заданного режима полета.

Пилотажная информация поступает от следующих основных приборов: авиагоризонта, вариометра, указателей высоты, скорости, курса. Установлено, что параметры движения самолета, которые измеряют перечисленные выше приборы, изменяются с различной скоростью. Быстро изменяются крен, вертикальная скорость и тангаж. Во много раз медленнее изменяются курс и высота полета. В связи с этим в процессе пилотирования приборы используются по-разному. Одни – такие, как вариометр и авиагоризонт, используются чаще и служат для организации управляющих воздействий и их корректировки. Это основные приборы выдерживания режима, т.е. приборы управления. Другие служат преимущественно для контроля и используются с меньшей периодичностью.

В зависимости от использования летчиком показаний приборов для контроля или управления информация делится на контрольную и управляющую. Взаимодействие летчика с этими видами информации различно. Контрольную информацию летчик воспринимает и оценивает за время одной короткой фиксации взгляда. Перерывы восприятия такой информации составляют в среднем 5 с, но достигают иногда 20 с и более. Если летчик оценил информацию как отклонение от заданного режима, он начинает движение по управлению. Для корректировки движения он обращается к приборам управления, которые фиксирует взглядом каждые 1–2 с. Отдельный наиболее простой двигательный акт, например вывод самолета из крена и восстановление нарушенного режима горизонтального полета, длится около 10 с. В течение этого времени летчик 10–15 раз фиксирует свой взгляд на приборе управления, собирая корректирующую информацию. Маршруты перемещения взгляда по приборам определяются содержанием информации, значимостью сигналов для данного режима управления. Частота фиксаций взгляда зависит и от степени устойчивости самолета: чем меньше устойчивость, тем чаще фиксации взгляда. Повышение требований к точности выдерживания параметров полета обязательно влечет за собой интенсификацию сбора информации: так, на посадке частота фиксаций взгляда на пилотажных приборах может увеличиваться до 3–4 в секунду. При выполнении специальных заданий, требующих особо точного выдерживания отдельного параметра полета, возрастают, доля времени и регулярность зрительного контроля показаний соответствующего прибора. Например, при задании точно выдерживать скорость летчик начинает уделять указателю скорости до 40% времени (против 10 % в обычных условиях).

Похожие статьи:

  1. Характеристика восприятия пилотажной информации в полете по приборам (продолжение) Различие режимов пилотирования, многообразие воздействий внешней среды, изменение в течение...
  2. Иллюзии пространственного положения Под иллюзиями пространственного положения понимаются ложные представления о положении самолета...
  3. Характеристика восприятия неинструментальной информации в полете Основными слагаемыми процесса пилотирования являются: восприятие информации из окружающей среды...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.