Мар 01

Характеристика восприятия неинструментальной информации в полете

Основными слагаемыми процесса пилотирования являются: восприятие информации из окружающей среды и от пилотажных приборов о текущем режиме полета, формирование на этой основе, а также на основе знаний и прошлого опыта образа полета и двигательная реализация действий, направленных на сохранение или изменение режима полета.

Психический процесс приема и преобразования информации об окружающей действительности в психологии называют восприятием. Восприятие возникает на основе ощущений, т.е. на основе отражения отдельных свойств объектов и явлений материального мира. Отражение усилий на органах управления, характера и уровня шума двигателей, цвета неба и объектов на земле – все это примеры ощущений в полете. По отношению к ощущению восприятие – это психический процесс более высокого уровня, процесс отражения объектов реального мира в целом. Восприятие, возникающее на основе ощущений, не является механической суммой этих ощущений. Оно неразрывно связано с памятью, мышлением. Благодаря мышлению поступившие сведения об отдельных свойствах и признаках объекта (явления) объединяются в единый комплекс информации об объекте (явлении) в целом, фиксируются в понятиях. Воспринимая, человек опирается на процессы памяти. Без них невозможна предметность восприятия, т.е. восприятие объектов как определенных предметов. Так, смотря с самолета на наземные объекты, летчик воспринимает не только их цвет, яркость, размеры, положение относительно других объектов, он воспринимает их как определенные предметы: дома, деревья, мосты и т.п. Поэтому говорят, что восприятие, во-первых, целостно и, во-вторых, всегда предметно. Вместе с тем восприятие всегда избирательно. Избирательность зависит как от объективных свойств предметов и явлений, которые воспринимаются, так и от субъективных условий: опыта, профессиональных знаний и др.

В процессе восприятия человек выделяет объект из общего фона, отбрасывает лишнее, опознает объект, сравнивая его с имевшимся представлением. Иными словами, восприятие – всегда активный процесс.

Физиологическим механизмом восприятия является рефлекторная деятельность специальных нервных аппаратов – анализаторов. Принцип строения разных анализаторов единый:

–             периферический отдел или рецептор, на который непосредственно воздействуют раздражители (звук, свет и др.);

–              проводящие нервные пути, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах под воздействием раздражителей, передается в центральный отдел анализатора;

–              центральный отдел – специализированный участок мозга.

Рецепторы подразделяются на экстерорецепторы, дающие информацию о внешнем мире (зрительный, слуховой, кожный, температурный, обонятельный, вкусовой); проприорецепторы, заложенные в мышцах, связках, сухожилиях, коже и дающие информацию о движении и положении собственного тела; интерорецепторы, заложенные во внутренних органах и сосудах и дающие информацию о состоянии внутренних органов и самочувствии летчика (голод, жажда, боль). Подавляющую часть информации о параметрах полета и состоянии самолета летчик получает с помощью зрительного анализатора. При визуальном полете он наблюдает как за внекабинным пространством, так и за показаниями приборов. Даже при полете вблизи земли при видимости земных ориентиров летчик периодически переносит взгляд на пилотажные приборы. При этом доля времени, уделяемого контролю приборов, достигает 45%. Этот факт объясняется тем, что для точного управления современным "строгим" самолетом недостаточно качественной информации о режиме полета, нужны количественные данные о высоте, скорости и других параметрах.

Звуковые сигналы (первосигнальные раздражители или речь) играют меньшую роль: они, как правило, используются для передачи сообщений с наземных диспетчерских пунктов, для выдачи предупреждающих и других сообщений. Изменение звукового фона в кабине служит сигналом об изменении режима работы силовой установки и некоторых других событиях.

Для повышения точности пилотирования существенное значение имеют проприоцептивные импульсы от конечностей. С помощью этих импульсов летчик может воспринять изменения режима полета. Выключение или уменьшение потока проприоцептивных импульсов, например, при автоматизации процесса управления, неблагоприятно сказывается на быстроте и точности восприятия состояния объекта управления, приводит к повышению порога восприятия показаний приборов. Изменение положения самолета в пространстве при надпороговых угловых ускорениях (выше 2˚/с2) воспринимается за счет раздражения вестибулярного аппарата, а также тактильного и мышечного чувств. Эти ощущения не всегда дают отчетливый и правильный образ положения самолета, но они служат дополнительными сигналами о точности пилотирования, позволяют практически мгновенно воспринять (приблизительно в десять раз быстрее, чем воспринимается визуальный сигнал) резкое изменение режима полета. Вместе с тем возникновение этих ощущений может отрицательно сказаться на работе летчика: нарушить правильность восприятия приборной информации, вступить в противоречие со зрительным образом.

Пространственная ориентировка осуществляется при помощи совокупности анализаторов: зрительного, вестибулярного, тактильного и др. Для ориентировки необходимо совместное функционирование этих анализаторов. Это совместное функционирование приспособлено к земным условиям. В полете возникают условия, в которых функционирование отдельных анализаторов затруднено. Например, в устойчивом вираже визуальные восприятия не, сопровождаются сигналами от мышечных и двигательных рецепторов о наклоне тела, как на земле. В результате возможно нарушение высших психических функций, выражающееся в затруднении формирования правильного образа пространственного положения самолета.

Вообще в полете существенно меняется весь комплекс воздействий на анализаторы, и это – важный фактор, определяющий особенности восприятия. Прежде всего изменяется зрительное восприятие наземных предметов вследствие их необычного расположения, изменения окраски, видимых размеров и пр. Некоторые раздражители (ускорения), которые на земле вызывают лишь ощущения, отражающие внутреннее состояние организма, приобретают самостоятельное сигнальное значение. И все же решающее значение для пилотирования современного самолета, особенно ночью и в облаках, имеют восприятие и оценка приборной информации.

Похожие статьи:

  1. Характеристика восприятия пилотажной информации в полете по приборам (продолжение) Различие режимов пилотирования, многообразие воздействий внешней среды, изменение в течение...
  2. Продолжительность иллюзии (Изучение взаимодействия анализаторов и разработка мер профилактики вестибулярных расстройств. —...
  3. Характеристика восприятия пилотажной информации в полете по приборам При полете ночью или в облаках летчик обращается к пилотажно-навигационным...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.