Мар 07

Влияние автоматизации управления самолетом на деятельность летчика

Автоматизация управления полетом современных самолетов находит все большее применение при решении задач пилотирования и самолетовождения. До недавнего времени автоматы выполняли скромную функцию – помощь летчику, такую, например, как исправление угловых отклонений самолета. Теперь на автоматы возлагаются функции пилотирования, выполнения цели полета. Если на прежних уровнях автоматизации незаменимой оставалась интеллектуальная функция летчика: обобщение информации, формирование решений относительно способов воздействия на самолет, – то теперь система автоматического управления (САУ) выполняет и эту функцию летчика, причем более точно и в более сложных с точки зрения пилотирования условиях  (заход на посадку при отсутствии видимости или при очень плохой видимости, при полете на малой и предельно малой высоте и большой скорости).

Автоматизация управления привела и к изменениям в психологии деятельности человека.

Как известно, автоматизация меняет содержание квалификации человека; при выполнении трудовых операций основная нагрузка ложится не на физические качества работника, а на его психику: на процессы восприятия, памяти, мышления. Эта особенность влияния автоматизации на содержание квалификации отмечается многими советскими и зарубежными психологами. Для оператора наземных автоматизированных систем основным функциями становятся функции контроля и наблюдения за работой системы, при этом вся информация о состоянии системы поступает к оператору через посредство индикаторов и сигнализаторов.

При автоматизации процессов управления профессия летчика имеет свои, только ей присущие особенности. Важнейшая из них – необходимость полного сохранения старой квалификации, т.е. навыков ручного пилотирования. Если на земле при отказе автоматики возможно временное прекращение деятельности системы и от оператора не требуется восстановления былого навыка ручного труда, то в условиях отрыва от земли даже при кратковременном прекращении функционирования системы пилот вынужден прибегнуть к ручному управлению самолетом. Кроме того, никакая автоматизаций не может, например, устранить такой основной психологический фактор полета, как отрыв от земли, как необходимость перемещаться и, следовательно, ориентироваться в пространстве. Важно и то, что в отличие от большинства наземных систем информация к пилоту поступает не только от приборов и сигнализаторов, но и в результате непосредственного воздействия окружающей среды. Эти воздействия в определенные моменты приобретают для человека роль значимых сигналов. С учетом специфики автоматизации управления ПА основная роль пилота в отличие от роли оператора наземной автоматизированной системы состоит не в наблюдении и контроле, а в резервировании отказавших элементов САУ. Для этого ему и нужно полностью сохранить старые навыки ручного пилотирования.

Таким образом, автоматизация управления самолетом должна рассматриваться применительно к деятельности летчика. С этих позиций нужно оценивать смысл внедрения автоматизации в авиацию.

Похожие статьи:

  1. Система автоматического управления (САУ) – основные моменты Прежде всего, следует обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, полная...
  2. Способ дискретного определения ошибок в системе трехмерного теста бисенсорного компенсирующего слежения Л. Н. Козлов, В. С. Фомин В исследовательской практике инженерной...
  3. Характеристика способов захода на посадку по приборам Понятие "профессиограмма" означает описание состава, структуры и последовательности отдельных действий...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.