Мар 07

Визуализация полета

Завершая психологический анализ направлений развития средств отображения информации (СОИ), рассмотрим проблему визуализации полета. Под термином "визуализация полета" понимается представление информации о пространственном положении самолета в естественной, привычной для летчика форме; практически необходимо создать такую картину перед глазами летчика при отсутствии видимости земли, которая была бы сходна с окружающим самолет миром в визуальном полете. Основное преимущество визуализации полета состоит в том, что такая информация не требует декодирования, в то время как любой вид индикации предполагает операцию декодирования, т.е. требует перевода сигналов-символов в представление реальной обстановки, что само по себе является одним из труднейших умственных действий.

Как было отмечено выше, разработка индикаторов на электронно-лучевых трубках (ЭЛТ) не решает проблемы визуализации полета из-за принципиальных различий между картиной внекабинного пространства и тем, что видно на экране индикаторов подобного типа (малые углы обзора, изменение масштабов, отсутствие стабильной объемности изображения и т.п.). Индикаторы на ЭЛТ, возможно, позволят повысить наглядность индикации за счет выбора более удачных форм ее кодирования, которые относительно легко, быстро и безошибочно преобразуются в представление реальной обстановки. Однако полностью исключить операцию декодирования за счет повышения наглядности индикации сегодня не представляется возможным.

Известен пока один пример создания визуализатора полета, точнее, визуализатора ограниченной области пространства, в которой летчик пилотирует самолет при заходе на посадку. Имеется в виду разработанная в нашей стране лазерная система посадки (ЛСП), предназначенная для пилотирования самолета на глиссаде планирования в сумерках и ночью. В данной системе пространственное положение самолета индицируется тремя протяженными, видимыми в пространстве ориентирами (лазерными лучами), один из которых обозначает курс посадки, два других – заданную траекторию (глиссаду) снижения; лучи, проецируясь на плоскость, перпендикулярную направлению взгляда летчика, создают определенный символ, форма которого однозначно определяет положение самолета на траектории посадки. Экспериментальные полеты показали, что точность захода на посадку по ЛСП значительно выше, чем при заходе в позиционном режиме управления по курсо-глиссадной системе ( в 2–3 раза). Пилотируя по ЛСП, летчики надежнее действовали и при усложнении условий полета: быстрее, чем по приборам, восстанавливали пространственную ориентировку после частичной дезориентации ( на 1,5–2 с) и возвращали самолет на заданную траекторию (по ЛСП – за время не более 20 с, по приборам – до 36 с). По свидетельству летчиков, упрощение посадки по ЛСП связано с тем, что лазерные лучи воспринимаются как четко видимые линейные ориентиры в пространстве; подход к ВПП не требует от летчика никаких расчетов, мыслительных преобразований сигналов, только визуальное восприятие и привычное пилотирование. Следовательно, по своему психологическому содержанию полет по ЛСП приближается к визуальному. Благодаря этому и эффективность действий летчика при заходе на посадку по данной системе (ночью, в ПМУ) выше, чем по радиотехническим посадочным системам.

В заключение подчеркнем, что усовершенствование СОИ немыслимо без опоры на психологию деятельности летчика, и в частности без учета содержания, структуры и механизмов психической регуляции действий, ее составляющих. В этом убеждают изложенные выше результаты инженерно-психологического анализа основных тенденций развития средств отображения пилотажной информации.

Похожие статьи:

  1. Характеристика способов захода на посадку по приборам Понятие "профессиограмма" означает описание состава, структуры и последовательности отдельных действий...
  2. Психологическая сущность специальных умений и навыков действий в аварийных ситуациях Психологическая проблема формирования специальных умений и навыков определена анализом поведения...
  3. Особенности захода на посадку при минимуме погоды Существенное повышениеточности и надежности захода на посадку в автоматическоми директорном...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.