Мар 11

Важность соответствия свойств ЛА и его систем возможностям летчика

Рассмотрим еще один пример, показывающий важность соответствия свойств ЛА и его систем возможностям летчика в интересах обеспечения безопасности. Имеется в виду влияние аэродинамических характеристик ЛА на формирование «чувства самолета» и образа полета. В частности, необходимо понимать, что при полете на современных реактивных самолетах у летчика может возникнуть закономерная ошибка в переработке информации, приводящая к искажению образа полета и, следовательно, к неправильным управляющим воздействиям. Дело в том, что реактивные самолеты взлетают и приземляются на значительных углах атаки. При этом пилотажные приборы могут давать искаженные показания. К примеру, на взлете индикатор вертикальной скорости из-за косого обтекания приемника воздушного давления иногда показывает снижение, а на малых высотах баровысотомеры в некоторых режимах показывают отрицательную высоту. Опасные закономерные ошибки могут появляться в случае, когда нарушается чувство времени. Это происходит при переучивании на новые самолеты, которые имеют иную длину разбега. Суть ошибки сводится к стремлению «подорвать» самолет или прервать взлет. Дело в том, что чувство времени как составная часть включено в образ полета. Изучение случаев прерванных взлетов показало, что летчику кажется, будто самолет не отрывается от полосы. При этом у него появляется физическое ощущение, что тяга падает. Иначе говоря, наступает рассогласование в чувственном восприятии информации, поступающей от различных источников. В результате рефлекс на время, выработанный в прежних полетах на другом самолете, «требует» начать отрыв самолета, а мышечно-суставное чувство сигнализирует, что скорость еще недостаточна. В итоге у летчика появляется так называемое трудное состояние, которое может выразиться в недоверии к показаниям приборов, в ошибочных решениях. Их следствием и являются прекращение взлета или же отрыв самолета на малой скорости, что еще более опасно. Таких и подобных им закономерных ошибок можно избежать только при системном подходе к подготовке летчика и безопасности полета в целом. Особенности психологии и физиологии человека должны быть не просто учтены, но обязательно отражены в соответствующих нормативных документах, которыми обязаны руководствоваться и создатели новой техники, и методисты летного обучения, и все другие специалисты, участвующие в обеспечении безопасности полета.

Таким образом, для повышения надежности действий летчика как компонента системы безопасности необходимо согласование характеристик оборудования и психофизиологических характеристик человека. Это в равной степени относится к любой системе, любому «оборудованию самолета.

К примеру, катапультное кресло как элемент безопасности полета есть средство спасения, и в этом его натуральное качество. А системное качество катапультного кресла состоит в том, что данное кресло в кабине самолета выступает как рабочее место, обеспечивающее удобство позы, досягаемость до  органов управления, углы обзора из кабины и пр. Неучет этих положений обязательно в том или ином виде приведет к снижению профессиональных возможностей летчика. То же самое относится к высотному снаряжению, натуральное качество которого состоит в обеспечении выживаемости на случай разгерметизации кабины, а системное его качество состоит в обеспечении высокой работоспособности, точнее, эффективности деятельности летчика, в него одетого. Из этих частных примеров становится ясным, что взятые сами по себе все компоненты системы «летчик – самолет» без соотнесения их к цели системы, к конечному результату, для получения которого предназначена эта система, не в состоянии дать в руки специалистов те рычаги, используя которые можно на научных основах построить профилактику летных происшествий.

Мы коснулись лишь некоторых аспектов взаимозависимости двух ведущих компонентов, входящих в большую систему обеспечения безопасности полета, – летчика и самолета. Резюмируя приведенные рассуждения, можно заключить, что обеспечение системы безопасности полета зависит не столько от ее элементов, сколько от их взаимодействий и взаимосвязей. Суть этих научных посылок для практики обеспечения безопасности человека в самолете означает, что ни подготовленный специалист, ни совершенная техника изолированно не могут гарантировать безопасность полета, поскольку система – это целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах, взятых изолированно. Из этого следует основополагающий вывод с сути системного подхода к безопасности полета, а именно: с позиции диалектико-материалистической психологии предметом изучения становятся не только сами компоненты системы, но и их взаимодействие.

Похожие статьи:

  1. Образ полета и неинструментальные сигналы Указанные неинструментальные сигналы играют сложную, противоречивую роль. С одной стороны,...
  2. Поведение птиц при приближении самолета Соседство самолетов и птиц имеет сравнительно недавнюю историю. Поэтому отношение...
  3. Повышение наглядности индикации пространственного положения и положения самолета Особую актуальность имеют работы, направленные на повышение наглядности индикации пространственного...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.