Фев 28

Творческие приемы и риск в авиации

Творческие приемы и риск всегда были неотъемлемой частью профессии летчика, особенно в боевых условиях. Дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации А.В. Алелюхин в годы Великой Отечественной войны сбил 57 самолетов противника. По мнению генерал-полковника авиации В.К. Андреева, достаточно было бы 1000 летчиков, таких, как А.В. Алелюхин, чтобы уничтожить всю фашистскую авиацию. Отсюда он делает вывод о ведущей роли творческого мышлении военного летчика, без развития которого не может быть настоящей воздушной, тактической и огневой выучки. При этом творческое мышление не есть альтернатива дисциплине. Эти категории диалектически неразрывны. Ибо в авиации утверждались повседневно и ежечасно порядок, строгая организованность и дисциплина. Утверждались потому, что в авиации нет мелочей, самого серьезного отношения требует все: и самолет, и обеспечение, и полет, и даже каждый элемент полета. Организованность и дисциплина в авиации – высшие категории, определяющие и направляющие творческий поиск новых приемов боевой выучки летного состава.

Естественно, что любое совершенствование боевых приемов всегда сопряжено с определенным риском. Риск имеется в любом полете, особенно в испытательном. Тем не менее, и обычные, и испытательные полеты проводятся регулярно. Благодаря осознанному риску в относительно небольшом числе испытательных полетов обеспечивается существенное уменьшение риска в обычных полетах гражданской и военной авиации. Следовательно, именно благодаря необходимому риску летчик-испытатель обеспечивает безопасность массовых полетов. Таким образом, риск, вызванный общественным интересом и социальной потребностью, рождает психологическую готовность к подвигу.

Смелые, решительные действия не есть «следствие автоматизма и инстинкта в действиях, зазубренных правил, а являются творческими, благородными, в высшей степени нравственными поступками: подвиг только тогда является настоящим подвигом, когда он результат нравственных исканий. Способность к творчеству определяется не только набором психических качеств: памятью, вниманием, координацией, эмоциональной устойчивостью, но и сущностью летчика как личности.

Летчику свойствен неистощимый познавательный интерес. Как профессионал, он постоянно осваивает, открывает для себя все новое и новое. Необычная воздушная среда изобилует "сюрпризами", она требует постоянной готовности к неожиданному, к действиям в нестандартных ситуациях. Отсюда – высокий уровень оперативности мышления летчика, быстроты решений и реакций. Летчик и самолет – единый организм, и летчик постоянно совершенствует свои знания об этом организме, расширяет его возможности, тренирует, бережет, исследует. По мере того как формируется профессионал, происходит незаметная метаморфоза: вначале удовольствие от полета; затем работа, впоследствии от летной работы – удовольствие.

Творческое начало летного труда – третий духовный исток авиации. Оно является одним из решающих факторов обеспечения безопасности полета. Следует помнить, что безопасность полета – это и нравственная проблема; разумное ее решение предполагает свободу выбора, творческий поиск выхода из сложных ситуаций, возникающих в полете, исключительную активность установки личности летчика на достижение конечного результата полета. Ограничения, упрощения, чрезмерные запреты препятствуют развитию главного – готовности к осознанному риску, к внутренней дисциплине, к творчеству, без чего нет авиации. Десятки тысяч сложнейших непредвиденных ситуаций в полете закончились благополучно только благодаря творческим решениям летчиков, по сути составляющим основу надежности их действий при особых случаях в полете.

Похожие статьи:

  1. Духовные истоки авиации – 3 Ещё одной основой духовного истока авиации является потребность человека в...
  2. Моральные устои летчика-испытателя Прежде всего, надо всегда помнить, что летчик-испытатель начинается с летчика,...
  3. Профилактическая работа авиационного врача Профилактическое направление в отечественной медицине характерно для всей ее истории....

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.