Мар 11

Тренировка в действиях при отказах вычислителя САУ при заходе на посадку

Большое значение для сохранения безопасности полета на самолетах, оборудованных системами автоматического и полуавтоматического управления, имеет развитое оперативное мышление, т.е. способность анализировать ситуации при отказах САУ (вычислителя траекторного управления). При таких отказах к летчику поступает противоречивая информаций: ложная от директорных приборов и правильная от пилотажных. К сожалению, на многих типах самолетов у летчика нет средств сигнализации, которые бы указывали ему на причину противоречивости – неисправность вычислителя. В результате долгое время летчик не замечает разноречивости показаний. Он может их выявить лишь при целенаправленном анализе или при появлении значительных отклонений в режиме полета. В опытных полетах и на тренажере опознание ситуации в подавляющем большинстве происходило очень поздно. Пилот уже не мог исправить положения, – окончить посадку без ухода на второй круг.

Для формирования специального умения действовать в ситуации отказа вычислителя необходимо научить летчиков анализировать показания всех пилотажных приборов и сопоставлять положение директорных индексов и показаний планок положения самолета относительно глиссады и курса, вариометра, авиагоризонта. Сложность выработки такого умения не столько в трудности сопоставления показаний, сколько в том, что целенаправленный анализ обстановки в определенной степени мешает выполнению Основного действия – пилотирования по директорным индексам. Если летчик на практике ощутил опасность отказа вычислителя до того, как был специально подготовлен к таким отказам, то у него вырабатывается негативное отношение к директорному режиму управления, недоверие к директорным сигналам.

Выработка умения действовать при отказе вычислителя траекторного управления проводится в три этапа. На первом этапе летчик в процессе пилотирования специально настраивается на сопоставление директорной и позиционной информации. На втором вводятся после предупреждения различные отказы, летчик убеждается, к каким последствиям может привести управление по неисправному директорному сигналу, усваивает признаки, по которым должны сопоставляться директорная и обычная информация. На третьем этапе вводятся неожиданные отказы. Летчик должен опознать их самостоятельно. Ошибки летчика на этом этапе вполне естественны, они не должны ставиться ему в вину. Совершив ошибку, летчик на собственном опыте поймет необходимость постоянного сопоставления показаний директорного и обычных приборов. Таким образом развивается способность к оперативному мышлению. Следует отметить, что хотя тренировка оперативного мышления снижает вероятность ошибочных действий при отказах вычислителя траекторного управления, тем не менее добиться полной надежности опознания не удается, поскольку к летчику поступает противоречивая информация, а запас времени, которым летчик располагает на посадке, очень мал. При обнаружении неполадок в работе САУ рекомендуется полностью отключать ее и завершить заход в позиционном режиме управления.

В тех случаях, когда на самолетах имеется сигнализация отказов САУ по ее компонентам, их обнаружение труда не представляет. Остается только обучить летчика переходить к директорному или смешанному режиму управления. Переход к директорному режиму управления при отказе автопилота не составляет большого труда, и обучение не требует использования каких-либо особых приемов. Значительно большую сложность представляет переход к смешанному управлению: при отказе вычислителя в одном из каналов летчик может совмещать директорное управление в исправном канале с управлением по планке положения в отказавшем.

Таблица 33. Зависимость надежности захода на посадку от использования исправных компонентов САУ

Видотказа

Вероятность ухода на второй круг в зависимости от способа действий

Полное выключение

САУ

Использованиеисправных компонентов САУ

Отказ вычислителя в одном изканалов

0,37

0,11

Полный отказ вычислителя

0,48

0,18

Отказ системы угловой стабилизации

0,46

0,12

На первых порах это сложнее, чем позиционное управление, поскольку приходится пользоваться разными сигналами для формирования управляющих движений в двух каналах. Однако летчик скоро убеждается в более высокой точности пилотирования, а значит, и вероятности завершения посадки без ухода на второй круг (табл. 33).

Грамотные действия летчика при отказах САУ выражаются:

– в твердых знаниях основных признаков отказов и умении правильно распределять внимание между директорными стрелками и позиционными планками, а также пилотажными приборами;

– в правильном и целесообразном использовании исправного компонента САУ при отказе одного из них;

– в прочных навыках действий с пультом управления САУ при включении и выключении ее элементов.

Именно эти действия должны служить критерием подготовленности летчика к использованию САУ при заходе на посадку.

Похожие статьи:

  1. Действия летчика при отказах системы автоматического управления (САУ) при заходе на посадку Ранее при рассмотрении особенностей деятельности летчика при использовании инструментальных способов...
  2. Система автоматического управления (САУ) – основные моменты Прежде всего, следует обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, полная...
  3. Психологические рекомендации по подготовке к посадке при минимуме погоды Рассмотрим основные этапы подготовки к посадке в условиях минимума погоды...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.