Мар 12

Тренировка в действиях при отказах пилотажно-навигационных приборов

Основной причиной недостаточной надежности действий летчика является сложность определения отказов пилотажно-навигационных приборов. Поэтому тренировка должна быть направлена на формирование навыков распознания отказов и принятия решения. Поскольку распознание требует активной мыслительной деятельности, необходимо тренировать оперативное мышление. Процесс тренировки оперативного мышления на тренажерах и в полете предусматривает ввод отказов неожиданно для летчика, привлечение его внимания к косвенным признакам отказов. В реальных полетах такими косвенными признаками являются: отсутствие ощущения кренения при быстром "завале" авиагоризонта, несоответствие усилий на ручке (штурвале) управления и оборотов двигателя скорости полета (как косвенный признак отказа указателя скорости), недетерминированные колебания стрелок (индексов) приборов и рассогласование показаний основных и дублирующих приборов. Следует добиваться максимального соответствия проявления имитируемых отказов реальным. Такие недостатки имитации отказов приборов, как быстрое перемещение шкал и индексов, "завал" авиагоризонта, "прыжок" стрелки вариометра в нулевое положение, резкое вращение курсовой шкалы, существенно снижают эффективность тренировок.

Необходимость обеспечения в процессе тренировок важнейшей характеристики реального отказа – неожиданности его возникновения – диктуется следующим обстоятельством. При целевой установке летчика на возможность возникновения отказа в полете изменяется структура распределения внимания, интенсифицируется контроль за приборами. В тех экспериментах, где летчик был предупрежден о типе отказа, данные приборы контролировались в 3–5 раз чаще (по сравнению с частотой и продолжительностью их контроля в обычном полете). После двух-трех тренировок при введении одного и того же отказа без предупреждения время определения и количество ошибочных действий уменьшались на 30–40%.

Экспериментальные данные показывают, что летчики, контролируй режим полета по приборам, редко используют резервный авиагоризонт и другие дублирующие приборы. Между тем отсутствие перекрестного контроля за резервным авиагоризонтом или указателем поворота – одна из причин длительного определения отказа авиагоризонта.

В группе летчиков, которые были специально обучены постоянно включать дублирующие приборы в систему контроля пространственного положения, время определения несигнализируемого отказа авиагоризонта не превышало 25 с при вероятности определения, равной 1. Таким образом, небольшое, на первый взгляд, различие в распределении внимания у двух групп летчиков (табл. 34) оказалось существенным с точки зрения надежности определения летчиком отказов авиагоризонта.

Полученные факты подчеркивают целесообразность формирования в процессе тренировок летного состава такой структуры распределения внимания, которая бы включала эпизодический контроль дублирующих приборов.

Важным условием своевременного распознания отказов основных пилотажно-навигационных приборов на многоместных самолетах является правильное распределение функциональных обязанностей и взаимодействие между членами экипажа. Наиболее эффективный контроль за исправностью основных приборов, и прежде всего авиагоризонта, может быть обеспечен вторым пилотом. В его обязанности должно входить систематическое сличение показаний левого и правого авиагоризонтов и немедленный доклад командиру корабля в случае появления расхождений в их показаниях.

Безусловно, важным этапом тренировки является обучение полету по дублирующим приборам. Обнаружение летчиком отказа одного из пилотажно-навигационных приборов требует перестройки привычного стереотипа распределения и переключения внимания. Чем меньше опыт пилотирования по дублирующим приборам, тем труднее эта перестройка. Целенаправленные и систематические тренировки на тренажерах позволяют сформировать у летчиков прочные навыки пилотирования по дублирующим приборам, и прежде всего по указателю поворота.

Таблица 34. Относительная продолжительность контроля приборов в зависимости от обучения

Группа летчиков

Продолжительность времени контроля приборов, %

директорного авиагоризинта

курсового прибора

вариометра

указателя скорости

высотомера

дублирующего авиагоризонта

Контрольная

66

26

5

1

1

0

Специально обученная

64

25

5

1

2

3

Таким образом, повышению надежности действий летчиков при отказах пилотажно-навигационных приборов способствует целенаправленная тренировка. Она предусматривает:

–  формирование навыков определения отказов;

–    выработку умения включать в систему контроля за пространственным положением дублирующие (резервные) приборы;

–  обучение пилотированию по дублирующим приборам.

Проверку готовности к действиям в подобных ситуациях целесообразно проводить в вывозных и контрольных полетах.

Только при таком содержании подготовки можно получить желаемый эффект – научить летчика своевременно и правильно определять отказы пилотажно-навигационных приборов и уверенно пилотировать по дублирующим приборам.

Похожие статьи:

  1. Психологический анализ причин ошибок и затруднений летчика при несигнализированых отказах основных пилотажно-навигационных приборов Отказ любого пилотажно-навигационного прибора создает опасную ситуацию и поэтому относится...
  2. Действия летчика при отказах системы автоматического управления (САУ) при заходе на посадку Ранее при рассмотрении особенностей деятельности летчика при использовании инструментальных способов...
  3. Тренировка в действиях при аварийных ситуациях, сопровождающихся воздействием неинструментальных сигналов Типичными ситуациями данного типа являются отказы двигателя и автопилота. Результаты...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.