Мар 11

Типичными ситуациями данного типа являются отказы двигателя и автопилота.

Результаты анализа действий летчиков при внезапно наступившем отказе двигателя в экспериментальных полетах показали, что в реальном полете летчик прежде всего будет ощущать неинструментальные сигналы: изменение характера и уровня шума двигателя, тяги (на самолете с одним  двигателем), изменение тяги или разворачивающий момент – на самолетах с двумя и более двигателями. Заподозрив неполадки в работе двигателей он обращается к приборам, причем считывает их показания в течение первой секунды после отказа. Но специфика ситуации такова, что за это время еще не произошли значимые изменения показаний приборов. Не получив искомого сигнала, летчик отвергает гипотезу о неполадках в двигателе, начинает поиск признаков для подтверждения новой гипотезы. Распознавание отказа часто затягивалось и отчасти это происходило в результате того, что не совсем правильно отрабатывались действия при отказах.

В процессе подготовки основной акцент делается на отработке двигательных действий. Летчику показывают, как проявляется отказ, но как выделить из общей информации ту, которая помогла бы определить неполадки, обучают недостаточно. Специальное умение формируется тогда, когда летчик самостоятельно проводит анализ признаков. Только тогда может актуализироваться и развиваться его способность к выделению нужных признаков, когда отказ вводится без его ведома.

В целях развития такой способности была проведена серия обучающих экспериментов. При этом использовался метод моделирования аварийных ситуаций, предусматривающий психологическую неожиданность. У летного состава специально формировалось умение анализировать информативные признаки отказа двигателя.

В результате обучения время распознавания отказа на самолете с одним двигателем сократилось в 3–4 раза.

Анализ материалов обучающего эксперимента позволил рекомендовать следующий цикл упражнений, направленных на развитие оперативного мышления:

–     демонстрация в полете неинструментальных сигналов, возникающих при отказе;

–      неожиданное введение отказа двигателя, не предусмотренное полетным заданием. Последующий анализ полета, разбор ошибок и признаков отказа.

Рассмотрим другой типичный случай – отказ автопилота.

В качестве типичного признака отказа все летчики называют возникновение акцелерационных ощущений. Но выразить специфику этого ощущения словами почти невозможно. Особенно трудно объяснить ощущение тем, кто не испытывал его на себе. Поэтому трудно описать его в инструкции. Так, в качестве признака отказа в канале тангажа можно назвать отрицательную перегрузку. Однако отрицательную перегрузку летчики ощущают и во время болтанки. Но при отказе автопилота перегрузка "другая": "Подумал, что болтанка, и в то же время что-то не то"; "подболтнуло, но не та болтанка, которую только что переносил на малой высоте". Лишь после нескольких повторных отказов пилот делает вывод: "С турбулентностью не спутаешь. При болтанке падаешь плашмя, а здесь как бы переламывает, и ручка сама, кажется, вперед идет". Как правило, летчики, которые раньше уже сталкивались с отказами, утверждают, что "отказ очень заметный", его "ни с чем не спутаешь".

Следует отметить, что летчики, впервые испытавшие действие отказа, не всегда опознавали его, часто принимали за воздействие турбулентности или за другой отказ. Более того, летчик, встречавшийся ранее с отказом в канале крена, не узнает отказ по тангажу, пока не испытает сам воздействия при этом отказе. В этом сказывается способность превращать неопределенный сигнал в определенный. Она может быть выработана только на конкретное воздействие, обусловливающее однозначное действие. Ее проявление в быстроте опознания и действия, но она ограничивается конкретной ситуацией, тогда как оперативное мышление носит более общий характер.

Таким образом, в тех случаях, когда физическое ощущение изменения положения самолета в пространстве преобразовывалось в определенную информацию, оно приобретало вес "инструментального" сигнала. Если же комплекс физических ощущений был для летчика неопределенным (что-то случилось), то он превращался в условие, вызывающее эмоциональную напряженность, пробные и ошибочные действия.

Сравнение структуры действий в процессе информационного поиска, при первых неожиданных отказах, с одной стороны, и в процессе узнавания знакомых отказов – с другой, приводит к выводу, что необходимо каждому летчику знакомиться с теми специфическими воздействиями на самолет, которые возникают при отказах автопилота. Поскольку характер воздействия при отказах меняется в зависимости от режима полета, постольку целесообразно отказы вводить на различных скоростях и высотах, где меняется физическая сила сигналов. Кроме того, необходимо отказы автопилота сравнивать со сходными по воздействию отказами. Такой метод необходим именно для облегчения опознания, которое может осуществляться либо в и результате оперативного мышления (опознание 3–20 с), либо в результате реакции предвосхищения (до 2 с).

В результате подобного обучения заметно повысилась эффективность действий, снизились показатели нервно-эмоционального напряжения.

После эксперимента всем летчикам был задан вопрос: почувствовали ли они разницу между первым и последующим отказами и каково их мнение о необходимости ввода неожиданных отказов в процессе повседневной подготовки? Все участвовавшие в обучающих экспериментах отметили, что неожиданный отказ субъективно неприятен, так как у летчика нет уверенности в правильности решения и действий. При последующих отказах действия бы ли уверенными, надежными.

Похожие статьи:

  1. Действия летчика при отказе автопилота Одной из типичных аварийных ситуаций, связанных с отказами элементов системы...
  2. Психологический анализ причин ошибок и затруднений летчика при несигнализированых отказах основных пилотажно-навигационных приборов Отказ любого пилотажно-навигационного прибора создает опасную ситуацию и поэтому относится...
  3. Действия летчика при отказе двигателя Отказ двигателя в полете влечет за собой сильное психическое воздействие,...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.