Мар 06

Совершенствование системы отображения информации (СОИ)

К наиболее радикальным способам совершенствования системы отображения информации (СОИ) следует отнести интеграцию информации, поскольку она позволяет преодолеть основной недостаток существующей системы – дискретность контроля параметров полета. Один из важнейших способов решения этой задачи связан с созданием командных (директорных) приборов. И у нас, и за рубежом разработано большое количество модификаций директорных приборов. Следует заметить, что на всех разрабатываемых модификациях этих приборов широко используется цветовое кодирование информации (яркая раскраска сферы авиагоризонта, сигнальных бленкеров и других элементов лицевой части), способствующее улучшению восприятия летчиком пилотажной информации. Обычно директорные авиагоризонты разрабатываются совместно с комплексными навигационными указателями, образуя единую пилотажно-навигационную систему.

Директорные указатели на разных приборах имеют разную длину, форму, по-разному индицируют заданное значение. Так, на одних приборах директорные стрелки взаимно перпендикулярны и всегда имеют точку пересечения, совпадающую с центральным кружком прибора, при точном выполнении летчиком команд вычислителя по управлению положением центра масс самолета на глиссаде планирования. На других индикаторах имеется дельтовидный указатель (моноиндекс), расположенный над силуэтом самолета, как бы указывая ему положение в пространстве, которому он должен следовать.

При любой форме представления пилотажной информации летчику выдаются команды на выполнение движений по пилотированию, обеспечивающие точное выдерживание заданной траектории.

Другой способ уменьшения дискретности восприятия пилотажных параметров, особенно при отвлечении внимания от приборной доски, связан с конструированием паравизуальных индикаторов, предназначенных для выдачи командных сигналов, воспринимаемых периферическим (боковым) зрением. Показания обычных пилотажных приборов воспринимаются только центральным зрением. Они не видны летчику при повороте головы, когда он контролирует показания непилотажных приборов или выполняет действия, требующие фиксации взгляда вне зоны пилотажных приборов. В паравизуальных индикаторах для выдачи сигналов используется видимое в прямоугольной прорези движение черно-белых полос. Периферия сетчатки глаза обладает высокой чувствительностью по отношению к перемещающимся объектам, и это позволяет летчику увидеть сигнал без фиксации взгляда на индикаторе при повороте головы на 30–60° по отношению к ее обычному положению. При сохранении заданного режима полета черно-белые полосы неподвижны, при нарушении они начинают перемещаться тем быстрее, чем больше изменения параметров полета. Направление их перемещения подсказывает летчику направление движения органом управления, устраняющего отклонения.

Поскольку паравизуальные индикаторы являются командными (директорными) приборами, вращение их указателей прекращается, как только летчик выполнит команду, задаваемую вычислителем директорной системы управления. Таким образом, не прерывая контроля непилотажных приборов, летчик может в течение некоторого времени управлять по сигналам паравизуального индикатора.

Похожие статьи:

  1. Характеристика восприятия пилотажной информации в полете по приборам (продолжение) Различие режимов пилотирования, многообразие воздействий внешней среды, изменение в течение...
  2. Приборы и органы управления самолета В кабине современного самолета имеется большое количество приборов и оборудования...
  3. Действия летчика при отказах системы автоматического управления (САУ) при заходе на посадку Ранее при рассмотрении особенностей деятельности летчика при использовании инструментальных способов...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.