Фев 28

Социальный портрет летчика-испытателя

В процессе становления летчика-испытателя как профессионала ощущение свободы действий, которая ему предоставляется коллективом, трансформируется в чувство ответственности, которое, в свою очередь, дает право на выбор. Он обязан и уполномочен сам принять окончательное решение в критических условиях, когда под угрозой жизнь экипажа, да и его собственная. В этот момент и проверяются его нравственные и профессиональные качества.

Суть незыблемого, хотя и неписаного морального кодекса испытателя сводится к осознанию главной черты испытательной работы: данная тебе в руки и отданная на твою совесть опытная техника – будущее твоей Родины. От нее зависят крепость обороны страны, мощь народного хозяйства. Отсюда следует, что смысл труда летчика-испытателя органично входит в социальную потребность общества. Этот неписаный моральный кодекс по мере развития технического прогресса будет еще больше укрепляться.

Социальный портрет летчика-испытателя, особенно в наше время, был бы неполон, если бы мы не сказали о его профессиональной культуре. Одновременно с совершенствованием навыков и умений летчик-испытатель серьезно работает над своим техническим и общим кругозором. Приведем высказывания по этому поводу советских и зарубежных летчиков-испытателей.

"Для летчика-испытателя очень важно расширение специального кругозора, освоение дисциплин, сопутствующих созданию современного весьма сложного самолета. Только в этом случае роль летчика в созданий изделия будет значительна" (Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Г.М. Шиянов).

"Образование помогает сознательно познать профессиональный вопрос до конца, до мельчайших подробностей" (Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР А.С. Бежевец).

В любой испытываемой системе летчика-испытателя интересуют не только конструктивное решение, состав аппаратуры, ее эксплуатационные характеристики, диагностика и последствия отказов, но и увязка работы испытываемой системы с управлением самолетом, загрузкой летчика другими задачами, психофизиологическими свойствами человека, наконец, с возможностями обучения и эксплуатации. Испытатель ощущает моральное давление с двух сторон: со стороны конструктора и со стороны рейсовых или строевых летчиков как их полномочный представитель. И нужна большая гражданская смелость, чтобы сказать "нет", если в этом есть необходимость.

В критических замечаниях летчика-испытателя конструктор должен прежде всего уловить новое видение, новый ракурс для своих дерзаний. Не случайно Генеральный конструктор Р.А. Беляков говорил: "Главным, стержневым моментом нашей деятельности всегда должна быть быстрая реакция на устранение замечаний летного и технического состава, непрерывное совершенствование самолетов".

Вот почему, если летчик-испытатель чувствует, что там, где он не испытывает затруднений, кто-то из летчиков может не справиться, он должен убедить переделать, доработать технически исправный и надежно функционирующий агрегат. А чтобы не только чувствовать, но и суметь доказать необходимость доработки, нужно постоянно учиться, совершенствовать профессиональный уровень и методологию испытаний.

Испытатель должен постепенно осваивать принципы и методы инженерной психологии. Испытания не должны заканчиваться только испытанием техники, венец их – это испытание системы "летчик – самолет – среда". Поясним это положение на примерах.

Испытатель, заранее подготовившись, продумав и проиграв в уме все до мелочей, сознательно вводит неисправность и не вмешивается в управление, пока не наступит критический момент. Время от начала введения отказа до выхода самолета на критический режим принимается за предельно допустимое, на основе чего накладываются различного рода ограничения на пилотирование при отказах. Но в реальном полете летчик не ждет отказа, он может быть к нему психологически или профессионально не готов, условия, в которых он оказался, могут слишком ограничивать его действия, наконец, он может просто испугаться. В таких случаях прогноз его действий, построенных просто на результатах испытаний техники, как правило, неверен. Поэтому в интересах безопасности выбираются ограничения, учитывающие наличие в системе "летчик – самолет – среда" пилота средней квалификации.

Похожие статьи:

  1. Моральные устои летчика-испытателя Прежде всего, надо всегда помнить, что летчик-испытатель начинается с летчика,...
  2. Такая у нас работа – учить самолеты летать В настоящее время происходят принципиальные изменения во взаимоотношениях между "чувственной...
  3. Деятельность летчика в системе «летчик – самолет – среда» Еще пример. Исследуются последствия отказа, внимательно следит испытатель за поведением...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.