Мар 11

Системный подход к анализу причин ошибочных действий летчика – окончание

Исследованиями советских авиационных врачей и психологов положено начало изучению ошибочных действий летчиков, обусловленных недостатками взаимодействия человека с техникой. Один из основателей отечественной методологии изучения ошибок летчика авиационный врач А.Г. Шишов писал о том, что поведение летчика может быть оценено правильно только в связи с состоянием авиационной техники и конкретными условиями полета. Многие исследователи указывали на связь ошибок с условиями деятельности и конструктивными недостатками рабочего места летчика, обусловленными неучетом требования соответствия восприятия и движений, преемственности двигательных навыков при переходе на новую технику. Из этого следует, что личный фактор не всегда вина, ибо, по существу, он может отражать беду человека. В последнем случае летчик работает в определенных условиях, когда функционирование его психики, анализаторных систем не соответствует уровню предъявляемых к нему требований. Скажем, колебания внимания, фазный характер работоспособности, иллюзии и пр. являются нормальной физиологической реакцией. Поэтому не случайно статистика несчастных случаев на производстве показала, что 80–90% ошибок приходится на ситуации, в которых предусмотрены все меры предосторожности и разработаны правила по технике безопасности. Это связано с тем, что в производственной деятельности людей всегда есть условия, когда здоровый, работоспособный человек может допустить ошибку. В авиации к таким условиям можно отнести:

-  физиолого-гигиенический дискомфорт условий летного труда;

-  антропометрическое несоответствие рабочих мест размерам тела летчика;

-  поступление ложной, неопределенной информации;

-  выполнение совмещенных действий на фоне сосредоточения сознания на одном из них и т.д.

На основании экспериментального изучения надежности действий летчика при особых случаях в полете были выявлены ошибки, которые трудно объяснить только виной летного состава. Речь идет об ошибках в результате недостатков систем отображения информации и других элементов рабочего места летчика. Для объяснения причин этих ошибок было введено понятие «человеческий фактор».

В содержание этого понятия входят психофизиологические характеристики человека, присущие всем людям; возможности человека и ограничения его психики, проявляющиеся в конкретных условиях его взаимодействия с объектом управления. Таким образом, если в понятии «личный фактор» подчеркиваются индивидуальные, преимущественно отрицательные, характеристики конкретной личности человека, которые мешают ей успешно управлять самолетом, то в инженерно-психологическое понятие «человеческий фактор» включаются только те ограничения, которые характерны для всех летчиков при наличии объективных затруднений. Недостаточность концепции личного фактора заключается в том, что она не предусматривает взаимодействия человека как субъекта труда с орудиями труда. Без понятия взаимодействия вряд ли можно установить связь причины с действием. Именно концепция человеческого фактора в системе «летчик – самолет – среда» дает возможность найти причину, отделяющую истинную вину летчика от ошибки, опосредованной самими обстоятельствами, в частности техническим несовершенством оборудования. Нам представляется, что такой подход заставляет исследователя не ограничиваться констатацией факта ошибки и анализом особенностей ее проявления в полете, а заставляет ошибку рассматривать как начальную (исходную) точку в изучении причинно-следственных; отношений между рядом компонентов: состоянием здоровья, обученностью, способностями, уровнем соответствия среды обитания и средств управления задачам деятельности.

Похожие статьи:

  1. Системный подход к анализу причин ошибочных действий летчика – продолжение В 1979 году на совещании по вопросам расследования и предотвращения...
  2. Системный подход к анализу причин ошибочных действий летчика – начало В настоящее время некоторые зарубежные специалисты считают, что по мере...
  3. Ошибки летчика, обусловленные конструктивными особенностями авиационной техники В авиационной практике часто встречаются ошибки, причины которых могут быть...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.