Мар 12

Рекомендации по организации психологической подготовки к аварийным ситуациям

Формирование умений и навыков действий в аварийных ситуациях являемся важным направлением подготовки летчика. Тренировка к действиям в аварийных ситуациях подразделяется на несколько самостоятельных этапов.

На предварительной подготовке к полетам проводится устный опрос по действиям при особых случаях (знание инструкции). С точки зрения психологии такой метод направлен на тренировку долговременной и оперативной памяти. Эта форма тренировки необходима и полезна, но, естественно, недостаточна.

Следующий этап тренировки проходит на тренажерах, которые позволяют моделировать большинство особых случаев. На тренажерах с успехом можно тренировать как двигательные навыки, так и умственные умения. Злоупотреблять тренировками на тренажерах для совершенствования двигательных навыков при оперировании с оборудованием кабины не следует.

Такие навыки лучше осваивать в кабине реального самолета, где размещение оборудования может несколько отличаться от его размещения в кабине тренажера.

Для тренировки на тренажёрах навыков оперативного мышления полезно создавать проблемные и конфликтные ситуации. С этой целью можно  подавать ложные сигналы той или иной системы (или ее элементов), вводить особые случаи без предусмотренной сигнализации, использовать психологические помехи типа колебаний стрелок и индексов приборов.

Следует иметь в виду, что если для выработки двигательных навыков к действиям при особых случаях необходимо неоднократное повторение одной и той же ситуации (до выработки необходимой точности и быстроты действий), то для тренировки оперативного мышления нужны внезапные и самые разнообразные усложнения. Соответствующие вводные на данном занятии должны разыгрываться только один раз с подробным разбором характерных признаков ситуации и допущенных летчиком ошибок. Вместе с тем методически полезно одну и ту же вводную давать на таких участках полета,где решения должны быть различными в зависимости от высоты полета, удаленности от аэродрома (скажем, продолжать полет или покинуть «самолет”). Особым приемом является введение таких отказов, при которых действия могут быть отсрочены во времени. Например, при имитации отказа бустерной гидросистемы после взлета и уборки шасси летчик должен в течение всего полета удерживать в памяти необходимость выпуска шасси и закрылков аварийным способом. С помощью таких приемов можно не только тренировать оперативное мышление, но и формировать у летчика способность к выдерживанию установленного режима полета при одновременном извлечении из памяти нужных для принятия решения сведений.

Необходимое условие обеспечения эффективности тренировок оперативного мышления – неожиданное для летчика введение отказов и усложнений полетной ситуации. В практике же тренировок инструктор нередко дает вводные, в категорической форме, например: «Отказал двигатель», «Вышел из строя авиагоризонт» и т.п., что требует от обучаемого только выполнения известных ему по инструкции действий. Понятно, что такие вводные не тренируют оперативности мышления, так как у летчика не возникает необходимости самому анализировать обстановку и ставить «диагноз» по различным признакам поведения самолета и показаниям приборов.

В системе наземных тренировок летного состава большое место занимают тренажи в кабинах самолетов. При этом не следует ограничиваться только тренажем с оборудованием кабины. Как элемент тренировки, обязательно следует включать представление, проигрывание в уме различных ситуаций и соответствующих действий. На продуктивность такого рода тренировок давно обратили внимание методисты летного обучения. Их значение признают многие летчики, указывая, что после такого проигрыша при возникновении в полете аналогичной ситуации она воспринимается как уже знакомая, в связи с чем нейтрализуется один из существенных отрицательных факторов аварийной ситуации – неожиданность ее возникновения, уменьшается напряженность. К тому же проигрывание в уме адекватных конкретным ситуациям действий является также средством формирования и поддержания необходимых двигательных навыков.

Вопрос о целесообразности моделирования реальных отказов в полете в качестве метода обучения и тренировки до настоящего времени остается нерешенным. В практике подготовки этот метод используется, как правило, для ознакомления, а не для выработки специальных летных умений и навыков. Одноразовые показы фиксируют внимание на последовательности действий, изложенных в инструкции, нацелены на воспитание уверенности в управляемости самолета, т.е. в благополучном исходе полета, но они не формируют умения действовать в аварийной ситуации. Вместе с тем изложенные ранее результаты изучения действий летчиков в аварийных ситуациях служат основанием для рекомендации летных тренировок, направленных на выработку не только способности к оперативному мышлению, но и предвосхищающих реакций.

Только тренировка в полете способна выработать навык распознавания события по такому, казалось бы, неопределенному признаку, как изменение усилий на органе управления. Целый ряд событий, таких, как уменьшение или увеличение скорости, отказ АРУ (АРЗ), отказ бустерной системы, отказ автопилота, отказ демпферов и т.п., сопровождается изменением усилий на органе управления, но обязательно сочетается с другими инструментальными и неинструментальными сигналами, придающими им выраженную специфичность.

Полезность такого целенаправленного тренажа подтверждается и самой авиационной практикой. Достаточно сказать, что опытный летчик способен отказ указателя скорости обнаружить по усилиям на ручке, по изменению чувства опоры и т.д.

Следует обратить внимание на необходимость учета индивидуальных особенностей летчиков. Так, например, в процессе подготовки лицам, проявляющим явную психическую напряженность, при тренировке следует вводить ситуацию с ярко выраженными признаками аварии. При этом главное состоит в показе эффективности действий, так как обучаемый преодолевает напряженность именно благодаря эффективности своих действий. Только преодолевая напряженность в реальной сложной ситуации, можно эффективно и на длительный срок сформировать нужные волевые качества. Летчикам, в поведении которых преобладает склонность к превышению своих способностей, следует вводить неожиданные ситуации с поступлением ложной информации, где появившиеся ошибки будут лучшим воспитательным средством.

Проведенный нами психологический анализ поведения летчиков в аварийных ситуациях с благополучным исходом показал, что летчики, пережившие реальную аварийную ситуацию, выдвигают в качестве причины спешного завершения полета тот аргумент, что саму аварийную ситуацию они не рассматривали как нечто непоправимое, а относились к ней как к преодолимой случайности. Поэтому есть все основания считать, что в процессе рекомендованных тренировок будет формироваться психологическая готовность. Готовность состоит не только в том, что летчик встретит опасность хладнокровно, но и в том, что у него вырабатывается способность к сокращению времени опознания, к мгновенному извлечению из памяти нужной информации, к использованию в качестве информативных признаков неинструментальной информации.

Только длительный летный опыт позволяет использовать отрицательные факторы Полета (шум, вибрацию, тряску, изменения температуры, перегрузки и т.д.) в качестве информации о состоянии управляемого объекта. Смысл специальной психологической подготовки летчика к действиям в южных и аварийных условиях полета состоит в том, чтобы передать богатый опыт, накопленный в авиации, молодым летчикам.

Похожие статьи:

  1. Психологическая сущность специальных умений и навыков действий в аварийных ситуациях Психологическая проблема формирования специальных умений и навыков определена анализом поведения...
  2. Действия летчика при отказе двигателя Отказ двигателя в полете влечет за собой сильное психическое воздействие,...
  3. Тренировка в действиях при аварийных ситуациях, сопровождающихся воздействием неинструментальных сигналов Типичными ситуациями данного типа являются отказы двигателя и автопилота. Результаты...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.