Мар 10

Психологическое воздействие аварийной ситуации на летчика

Возникновению аварийных ситуаций в полете, зачастую, сопутствует повышенная эмоциональной напряженность, которая связана и с прямой угрозой аварии, и с затруднениями в установлении характера аварийной ситуации и принятии решения.

В преимущественном количестве случаев напряженность не является безмерной, так как изменение состояния пилота определяется, в основном, увеличением готовности организма к напряженной работе. При этом происходит повышение мышечного тонуса, усиление кровообращения, и, кроме того, перенастраивание деятельности органов чувств.

Тем не менее, в особенно неблагоприятных обстоятельствах у некоторых летчиков, которые не подготовлены к преодолению трудностей, эмоциональная напряженность может стать безмерной и играть лишь негативную роль. При такой ситуации вначале затрудняется мыслительная деятельность, наблюдаются сужение объема внимания, скованность движений, ошибочные действия. Крайние проявления эмоциональной напряженности порождают дезорганизацию деятельности – психический стресс.

При стрессе, как правило, наблюдаются два характерных типа реагирования:

–     скованность, заторможенность, выражающаяся в замедлении или пропуске действий;

–     резкое повышение возбудимости, ведущее к импульсивным действиям – необдуманному выполнению одного действия вместо другого.

В наиболее тяжелых случаях наблюдается отсутствие действий в результате шокового состояния. Так, в одном из полетов на большой высоте летчик одноместного самолета услышал сильный хлопок и решил, что за хлопком последует взрыв двигателя и что надо катапультироваться. Но он не смог принять нужного для катапультирования положения тела из-за оцепенения. И только спустя значительное время, в течение которого самолет потерял 5000 м высоты, летчик вышел из оцепенения, принял правильное решение , запустил двигатель и затем благополучно приземлился.

Отрицательное влияние стресса сказывается не только на движениях, чаще он влияет на процессы восприятия и мышления. В частности, импульсивные действия являются не чисто двигательной ошибкой, а прежде всего результатом необдуманного решения. Замедленные и ошибочные действия, как правило, возникают в связи с нарушением процессов приема, переработки информации и принятия решения.

Одним из распространенных нарушений восприятия при стрессе является необнаружение летчиком адресованных ему сигналов. При этом характерно, что могут быть незамеченными те сигналы, на которые летчик смотрел. Нередки случаи, когда летчик при аварийной посадке не замечает сигнализации о невыпуске шасси или после просмотра сигнализации докладывает, что шасси выпущено, хотя на самом деле оно убрано; зарегистрированы случаи, когда в аварийной обстановке "исчезают" приборы с приборной доски: летчик неоднократно, но тщетно просматривает кабину и не находит нужного прибора в хорошо знакомом месте приборной доски.

Очевидно, причину подобных ошибок восприятия при стрессе нельзя отнести за счет изменения функционирования зрения. Процесс приема информации нарушен вследствие сужения объема внимания. Обычно во время стресса внимание сосредоточивается на ограниченном круге объектов и действий в ущерб приему и переработке полного объема информации.

Нарушение приема информации может вызываться не только повышенной концентрацией внимания на одних сигналах в ущерб восприятию других. Оно может быть следствием неправильной установки летчика на восприятие ожидаемой информации. При экспериментальных и неожиданных для летчика отказах двигателя был зарегистрирован случай, когда летчик в течение 60 с неправильно считывал показания приборов контроля работы двигателя: он воспринимал их как нормальные, хотя показания изменились в течение первых 6 с после введения отказа. Поэтому в стрессовых условиях часто имеет место искаженное восприятие из-за неправильной общей оценки обстановки.

Характерной формой изменения процессов приема и переработки информации при стрессе является переход от количественного чтения показаний приборов к качественному.

Таким образом, при стрессе больше всего нарушаются восприятие и мышление. Это происходит потому, что действия в аварийных условиях предъявляют самые высокие требования именно к этим психическим процессам.

Человек противопоставляет аварийной ситуации свою психологическую готовность, которая определяет границы воздействия аварийной ситуации.

Психологическая готовность складывается из следующих составляющих

–            идейной убежденности летчика, его мировоззрения и высоких моральных качеств. Известно, что в реальных аварийных ситуациях чувство долга, ответственности за выполнение полетного задания повышало устойчивость к стрессу, обеспечивало высокую эффективность действий;

–             психофизиологической устойчивости, которая определена физическим состоянием организма, основными свойствами его нервной системы;

–             психической устойчивости, обусловленной профессиональной подготовкой и развитием основных психических качеств личности. Сюда входят: наличие специальных навыков и умений к действиям в особых случаях в полете; способность к срочной мобилизации знаний для принятия решения, к оперативному мышлению; наличие повышенной мотивации и установки на благополучный исход. Все эти качества формируются путем воспитания, а их укрепление и развитие являются задачей морально-психологической и профессиональной подготовки.

Для стимуляции образования психической устойчивости у летчика, нужно располагать сведениями про существенные закономерности его поведения в аварийной ситуации, освоить структуру его действий; изучить причины ошибок, изучить факторы, которые провоцируют рост напряженности. В этом направлении авиационными врачами и психологами проделана немалая работа. В частности, тщательно изучены особенности действий летчиков в аварийных ситуациях, связанных с отказами техники. Ниже рассматриваются действия летчика в наиболее характерных аварийных ситуациях.

Похожие статьи:

  1. Психологическая сущность специальных умений и навыков действий в аварийных ситуациях Психологическая проблема формирования специальных умений и навыков определена анализом поведения...
  2. Рекомендации по организации психологической подготовки к аварийным ситуациям Формирование умений и навыков действий в аварийных ситуациях являемся важным...
  3. Действия летчика при отказе двигателя Отказ двигателя в полете влечет за собой сильное психическое воздействие,...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.