Мар 05

Психологические рекомендации по подготовке к посадке при минимуме погоды

Рассмотрим основные этапы подготовки к посадке в условиях минимума погоды и роль каждого из них в психологической подготовке.

Первый этап – автоматический заход на посадку в простых метеоусловиях. Его роль двоякая. Первая – обучение летчика контролю САУ и сопоставлению показаний директорного и других приборов с реальным положением самолета относительно наземных ориентиров и ВПП. Вторая – воспитание доверия к САУ, наглядное доказательство высокой точности выполнения САУ захода на посадку до высоты 60 м.

Доверие к САУ – важное психологическое качество обученного летчика; оно приходит с опытом использования САУ. В табл. 11. приведены сравнительные данные физиологических реакций на полет летчиков с разным опытом использования САУ.

Как видно из табл. 11, при малом опыте пользования САУ у летчиков наблюдается высокое эмоциональное напряжение. Оно связано именно с недостаточной уверенностью летчика в точности и надежности работы САУ.

Второй этап подготовки включает выполнение заходов под шторкой до высоты 60 м с последующей посадкой. Заходы выполняются в автоматическом и директорном режимах. В этих условиях летчик в автоматическом полете вырабатывает способность к формированию наглядного образа пространственного положения, к визуализации представления, основанного на восприятии приборов.

Таблица11. Сравнение частоты сердечных сокраще» опытом применения САУ, уд./мин

Этап, на котором проводились измерения

Частота Сердечных сокращений (уд./мин) в связи с опытом использования САУ

большим

малым

Перед взлетом (характеристика предстартового возбуждения)

В автоматическом полете

73

88

96

120

Директорный полет под шторкой дополняет этот этап подготовки, поскольку летчик тренирует умение выполнять сопряженную деятельность. Хотя основным режимом захода на посадку при минимуме погоды должен быть автоматический, подготовка к использованию директорного режима целесообразна по двум причинам: первая – директорный режим должен использоваться как резервный в случае отказа автопилота, вторая – в данном случае умственная активность летчика, направленная на визуализацию образа полета, должна протекать в усложненных условиях сенсомоторных и умственных действий.

Особую сложность представляет обучение умению сочетать оперирование наглядным образом полета с инструментальным контролем за параметрами полета, что дает возможность обеспечить выдерживание точностных характеристик режима захода на посадку. Это очень важно, поскольку отсутствие умственного навыка постоянного использования представления о местонахождении самолета снижает возможности прогнозирования предстоящих ситуаций полета, что ведет к снижению безопасности. С другой стороны, ослабление контроля параметров может привести к неточному выдерживанию линии заданного пути, к усложнению обстановки полета, к дефициту времени. Полет под шторкой до высоты 60 м – лишь первый шаг на пути такого обучения.

Остановимся на роли выполнения реальных посадок в формировании  требуемых умственных навыков. В полетах с проходом над ВПП в отличие от посадки заменяется целевая установка летчика. Отсюда изменение самих действий, направленности умственной активности, характеристик сбора и переработки информации, нервно-эмоционального напряжения (табл. 12). В этой связи при тренировках необходимо каждый третий заход под шторкой до высоты 60 м завершать посадкой.

Третий этап подготовки предусматривает, в полетах под шторкой до высоты 60 м переход с автоматического или директорного управления на позиционный режим (по указанию инструктора). Роль рассматриваемого этапа состоит в тренировке навыков управления самолетом при переходе с основного режима управления на аварийный.

Четвертый этап обучения должен включать введение отказов САУ в целях тренировки умения обнаружить, распознать отказы и переходить на резервные режимы управления.

Таблица 12. Характеристика действий летчика в заходах с проходом над ВПП й с посадкой

Характер захода

Число контролируемых приборов

Время контроля высотно-скоростных параметров, %

Прирост частоты пульса, уд./мин  (к фоновым данным)

С проходом

2-4

8,8

37

С посадкой

4-6

13,6

54

И наконец, заключительный этап подготовки – полеты в реальных СМУ. Полеты в СМУ отличаются от полетов под шторкой высоким уровнем умственной активности, направленной на подготовку принятия решения на посадку или на уход на второй круг, и сопровождаются повышенной эмоциональной реакцией. Кроме того, необходимость проведения тренировок в реальных СМУ обусловлена тем, что имеются специфические особенности действий как до выхода облаков, так и после.

Сам переход от приборного полета к визуальному не является одномоментным действием, а растянут по времени. После установления устойчивого контакта с землей летчик не сразу полностью переключается на пилотирование по естественным ориентирам, Он продолжает использовать оба источника информации – внешнюю обстановку и показания приборов. Если при посадке в простых метеоусловиях летчики уделяют контролю показаний приборов не более 2–5 % времени, то в условиях минимума погоды контролю показаний приборов уделяется 30-40 % времени. Формирование умений перекрестного контроля приборов и внешней обстановки должно входить составной частью в подготовку к полетам в СМУ.

Поскольку полеты в условиях минимума погоды проводятся сравнительно редко, навыки в попеременной смене ориентировки будут слабыми. В связи с этим во время тренировочных полетов желательно использовать специальную шторку с изменяемой прозрачностью, что позволяет имитировать различные погодные условия и тем самым создавать подобие психологической реальности.

Обобщая изложенное, можно сделать некоторые общие выводы, касающиеся обучения полетам в условиях минимума погоды.

Во-первых, что основным режимом для данных погодных условий следует считать автоматический. Сам по себе он не снимает эмоциональное напряжение на посадке, так как первоначально требует выработки психологического доверия к нему. С этой целью вначале в визуальном полете, а затем под шторкой в ПМУ следует выполнить определенное количество заходов (в зависимости от усвоения) до высоты 60 м с последующим уходом на второй круг. Посадку осуществлять, открывая шторку последовательно на высоте 100, 80 и 60 м, акцентируя внимание на конкретном удалении от торца ВПП.

Во-вторых, определяя готовность к полетам при минимуме погоды, следует учитывать умение летчика определять отказы САУ и продолжать полет в позиционном режиме управления.

В-третьих, на заключительном этапе подготовки – при полетах в реальных СМУ – особое внимание надо обращать на формирование умственных навыков сопряженных действий, направленных на пространственную ориентировку и пилотирование. Именно на данном этапе подготовки окончательно формируется психологическая готовность к полетам при минимуме погоды.

Похожие статьи:

  1. Особенности захода на посадку при минимуме погоды Существенное повышениеточности и надежности захода на посадку в автоматическоми директорном...
  2. Действия летчика при отказах системы автоматического управления (САУ) при заходе на посадку Ранее при рассмотрении особенностей деятельности летчика при использовании инструментальных способов...
  3. Тренировка в действиях при отказах вычислителя САУ при заходе на посадку Большое значение для сохранения безопасности полета на самолетах, оборудованных системами...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.