Мар 11

Психологическая сущность специальных умений и навыков действий в аварийных ситуациях

Психологическая проблема формирования специальных умений и навыков определена анализом поведения летчиков в процессе неожиданно возникающих осложнений в полете. Различие в степени готовности летчиков успешно действовать в аварийной ситуации проявляется в психологически сложных случаях поступления недостаточно определенной, ложной или противоречивой информации.

В этих ситуациях наблюдаются весьма большие различия в эффективности действий опытных летчиков. Различие во времени опознания, например, достигает двух порядков (от 3 до 300 с); субъективная оценка сложности ситуации может различаться от признания своего бессилия до мнения об абсолютной простоте действия. Анализ экспериментальных данных и многочисленных наблюдений в реальных ситуациях показывает, что в основе различий лежит разная готовность летчиков к действиям в конкретных случаях. Поэтому можно сделать вывод о связи особенностей поведения прежде всего с особенностями подготовки каждого летчика. В понятие "подготовка" мы вкладываем широкий смысл, включаем весь прошлый опыт данного летчика.

Как известно, при особых случаях в полете (аварийных ситуациях) инструкции предписывают строго фиксированный порядок операций. Казалось бы, что для действий в аварийных ситуациях необходимы и достаточны автоматизированные сенсомоторные навыки. Но попытки повысить надежность действий летчика в аварийной ситуации путем отработки только исполнительных действий противоречат объективной психологической сущности этой ситуации. Главное отличие аварийной ситуации от нормальных условий полета не только в повышенной эмоциональной напряженности и сложности двигательных действий, но и в необходимости перестроить план действий, сформировать новый образ полета, регулирующий действия. И это в условиях, когда привычные нейтральные раздражители – шум, вибрации, ускорения, усилия на органах управления – приобретают смысл сигналов. Каждый из них может стать носителем важной информации о состоянии управляемого объекта. Процесс извлечения информации, сопоставление ее с ранее сформированным образом составляет содержание психической деятельности в аварийной ситуации, направленной на подготовку принятия решения. Этот процесс протекает с большими затруднениями, если у летчика нет соответствующего образа полета, помогающего идентифицировать нужные сигналы. Отсюда – несвоевременные и ошибочные действия даже у опытных летчиков, впервые попавших в конкретную аварийную ситуацию. Затруднения и ошибки – результат упрощенной тренировки, направленной преимущественно на отработку исполнительных движений. Цель – обучить распознаванию признаков аварийной ситуации, – как правило, специально не ставится. Отрабатывается, доводится до совершенства лишь двигательный навык. Для успешной работы (в новых трудных условиях) этого недостаточно. Необходимо обучить летчика распознавать признаки конкретных ситуаций. У летчиков, хорошо знакомых с признаками отказа техники только теоретически, не может быть сформирован необходимый оперативный образ полета, который обеспечивает правильность действий. Отсюда – неспособность летчика сразу выделить и распознать признаки ситуации; в результате запоздалые и недостаточно результативные действия. Причина заключается в отсутствии специального умения действовать в аварийной ситуации. У большинства летчиков такое умение формируется постепенно, путем естественного приобретения опыта. К сожалению, самое подробное и правильное описание признаков наступления многих аварийных ситуаций не всегда обеспечивает их своевременное опознание в реальных условиях. Теоретически подготовленный летчик не всегда может узнать поступивший сигнал, с которым он знаком только по описанию. В результате – запаздывание начала действий, ошибки. Если же такая ситуация осложняется дефицитом времени, то вероятность нарушения безопасности полета очень велика.

В рассмотренном выше примере летчик неверно оценил возникшую на борту ситуацию, так как внезапный хлопок, вызванный отказом двигателя (помпаж), ассоциировался у него со взрывом. Оценка ситуации как взрыва привела летчика в состояние оцепенения: некоторое время он был лишен возможности управлять самолетом. За это время самолет потерял 5000 м высоты. Характерно, что летчик, хорошо теоретически усвоив признаки помпажа, не смог их узнать в реальном полете.

Вместе с тем летная практика изобилует примерами, показывающими, что необходимые для успешных действий в аварийных ситуациях качества формируются по мере приобретения опыта действий в аналогичных ситуациях. Естественно, нельзя полагаться на их стихийное формирование. Вполне возможно и даже необходимо целенаправленно формировать на земле и в воздухе готовность летчика к действиям в сложной обстановке. Следует иметь в виду возможность расхождения уровня подготовки летчика к действиям в обычных условиях, с одной стороны, и в аварийных – с другой. Психологами неоднократно подчеркивалась специфичность тех качеств, которые проявляются в аварийных ситуациях, их отличие от качеств, проявляющихся в обычных условиях деятельности. Условием успешности действий в аварийных ситуациях является развитие способности к быстрой оценке альтернатив к выделению существенных признаков, к неосознаваемому выбору значимых сигналов. Затруднения в действиях связаны с формированием при обучении стандартизованного характера мышления, с чрезмерной автоматизацией навыка. Заранее заученные сенсомоторные акты могут сыграть свою положительную роль только после завершения умственных процессов, направленных на решение внезапно возникшей задачи, на определение причин и смысла случившегося.

Многочисленные летные исследования показали, что именно умственные процессы занимают подавляющую часть времени, затрачиваемого на ликвидацию аварийной ситуации. Это важно, так как большинство признаков конкретной ситуации одновременно могут быть признаками ряда других ситуаций. Например, при отказе автопилота по крену, при отказе бустера элеронов, автомата регулирования управления (АРУ) возникают сходные воздействия на самолет и сходные неинструментальные сигналы. Но действия летчика при этом должны быть разными. При сигнализации пожара или отказа двигателя действия летчика также не могут быть рефлекторными, они определяются многими обстоятельствами полета, которые должны быть проанализированы до начала действий.

Цель формирования специального умения как раз и заключается в том, чтобы сократить процесс распознавания ситуации. Характерные черты умения следующие: первая – то, что оно обеспечивает переработку неполноценной информации, преобразование неявного сигнала в явный, побуждающий к выполнению конкретных действий; вторая – гибкость, легкая приспособляемость к меняющимся условиям, прежде всего сложным и опасным; третья – внутренняя активность, выражающаяся в поиске скрытых признаков аварийной ситуации; четвертая – мобилизация умственных усилий для формирования решения.

В результате анализа действий летчиков при особых случаях в полете удалось выявить важнейшие составляющие умения действовать в аварийной ситуации оперативное мышление и предвосхищение (антиципация).

Оперативное мышление – это способность активно отбирать характерные признаки ситуации и путем умозаключений, анализа быстро вырабатывать новую схему действии. Оперативное мышление – специфический способ переработки неполноценной информации, обеспечивающий успешность действий в неопределенных условиях, позволяющий из массы признаков выделить тот единственно нужный, главный признак, по которому возможно опознание ситуации и принятие решения. Развитие у каждого летчика способности оперативно мыслить в аварийной ситуации должно стать одной из задач подготовки к полетам.

Предвосхищение, или антиципация, – это психический процесс ориентации на будущее. Он заключается в способности летчика по отдельным, на первый взгляд малозначимым, признакам распознать событие, настраиваться на определенные действия. В результате специальной тренировки возможно развить способность предугадывать по неопределенным косвенным неинструментальным признакам наступающее событие. В этом случае неопределенный сам по себе сигнал превращается в субъективно определенный значащий признак вполне конкретной ситуации.

В отличие от способности к оперативному мышлению способность предвосхищать наступающее событие более специфична, она должна вырабатываться применительно к каждому конкретному особому случаю, и прежде всего к тем случаям, возникновение которых сопровождается ярким неинструментальным признаком, надпороговым физическим воздействием на летчика. Указанные составляющие умственного умения следует целенаправленно формировать в процессе профессиональной подготовки как на комплексных тренажерах, так и в полете. Для выработки соответствующего умственного умения прежде всего должен быть проведен анализ конкретных особых случаев, причем не только теоретический анализ, основанный на изучении инструкций и технических описаний, но обязательно с опорой на экспериментальные материалы.

В частности, необходимо иметь в виду, что психологическую сущность некоторых особых случаев на тренажерах смоделировать не удается. Это те особые случаи, в обнаружении которых существенную роль играют неинструментальные сигналы, т.е. ощущения летчика. Так, на тренажере и в полете совершенно различны информативные признаки отказа автопилота, на тренажере ведущую роль играют зрительные сигналы (показания приборов), в полете – акцелерационные (ощущения угловых ускорений и пр.). Аналогичное несовпадение определяющих информационных признаков наблюдается при отказе двигателя. В связи с этим для указанной группы особых случаев на тренажере можно с успехом отрабатывать последовательность действий, двигательные навыки, но нельзя выработать умственные умения по опознанию ситуации.

Ниже будут рассмотрены особенности подготовки, направленной на формирование соответствующих умений и навыков действий в конкретных аварийных ситуациях.

Похожие статьи:

  1. Рекомендации по организации психологической подготовки к аварийным ситуациям Формирование умений и навыков действий в аварийных ситуациях являемся важным...
  2. Психологическое воздействие аварийной ситуации на летчика Возникновению аварийных ситуаций в полете, зачастую, сопутствует повышенная эмоциональной напряженность,...
  3. Тренировка в действиях при аварийных ситуациях, сопровождающихся воздействием неинструментальных сигналов Типичными ситуациями данного типа являются отказы двигателя и автопилота. Результаты...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.