Мар 11

Практическое применение системного подхода к анализу ошибок летного состава – начало

В авиации неверное действие пилота обычно определяется как неправильное или несвоевременное действие по управлению летательным аппаратом (либо его оборудованием). Различают две самые существенные группы ошибок: случайные и закономерные. Первые составляют лишь 1–2% от общей численности ошибок пилота. Эти ошибки имеют весьма неустойчивый, преходящий характер. Они встречаются во время выполнения и сложных, и простых отшлифованных действий. Определить их причины чрезвычайно сложно. Порой случайные ошибки являются результатом проявления ослабления внимания, уменьшения чувствительности органов чувств в зависимости от суточной периодичности, времени летной смены и т.п.

Ошибку летчика нельзя рассматривать односторонне, например, считать ее результатом только недостатков обучения или здоровья, только неблагоприятных индивидуальных свойств. Мы полагаем, что суть системного качества категории ошибки и состоит во взаимодействии всех компонентов (биологических, технических, социальных и др.), в которых функционирует система «летчик – самолет – среда». К сожалению, и сегодня ошибки часто рассматривают как результат нарушения отдельных операций (например, при работе с органами управления). Совершенно упускается из виду, что деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, что ошибается не зрение и не слух и воспринимают информацию не органы чувств, а человек при помощи органов чувств. Напомним, что человеческая деятельность обязательно имеет свои мотивы и включает следующие компоненты: действия, которые определяются конкретной целью, и операции, являющиеся элементами выполнения действий. Ошибка может возникать на разных уровнях структуры деятельности.

Первый уровень – деятельность. Ошибка возникает в результате изменения или искажения мотива, потребности, общей направленности.

Второй уровень – действие. Ошибка возникает в результате непонимания, искажения цели, недостаточного развития концептуальной модели, обедненности оперативных образов.

Третий уровень – операции. Ошибка выражается в невыполнении или в подмене состава операций, возникает в результате недостаточной автоматизации навыка, интерференции навыков. Во многих случаях ошибки третьего уровня относятся к нему только по внешнему проявлению, а по содержанию и причине – к вышележащим уровням.

Следует сказать, что системный подход к деятельности присущ лишь последнему этапу психологических исследований в авиации. До недавнего времени движения, например, представлялись как элементарные операции, в осуществлении которых участвует навык (автоматизм); понятие «образ полета» отсутствовало, т.е. места для психической регуляции не отводилось. В связи с этим ошибки трактовались механически, а главной причиной их считалась недоученность. Вся деятельность летчика сводилась к схеме «стимул – реакция».

Использование системного подхода предполагает опору на учение о целостной деятельности человека, при этом прежде всего учитывается связь ошибки с целью действия, с мотивом деятельности, признается недостаточным анализ ошибки только на уровне операций, рассматривается возможность происхождения ошибки вследствие искажения мотива и образа – цели. Системный подход позволяет вскрыть глубокие внутренние причины ошибок.

Рассмотрим пример системного анализа распространенной ошибки – «невыпуск шасси». Обычно такая ошибка связывается с недоученностью, с недостаточным закреплением навыка. Но при анализе всей совокупности фактор, включающей личность летчика, его настроение, воздушную обстановку, можно установить, что причина может быть не в слабости навыка, а например, в изменении цели. Приведем пример. В одном из полетов летчик взлетел с подвесными баками, но вскоре получил указание вернуться на аэродром в связи с ухудшением погоды. Он поставил себе цель один раз пройти над стартом на форсаже, не выпуская шасси, чтобы уменьшить остаток топлива. Однако при подлете он получил дополнительное указание сбросить баки и немедленно садиться. На выравнивании летчик внезапно услышал команду «На второй круг», так как садился с невыпущенным шасси. Пример показывает, что изменение цели – немедленная посадка вместо ранее намеченного пролета – стало источником трудно объяснимой ошибки.

В летной практике известны случаи, когда летчики забывали выпустить шасси, концентрируя внимание на устранении отклонений от посадочной траектории.

Направленность профилактических мероприятий по предупреждению водной и той же ошибки – невыпуска шасси – в рассмотренных примерах, естественно, должна быть разной. Если в первом случае можно ограничиться разъяснением психологической сущности ошибки, то во втором разъяснение следует дополнить тренировками (введение в процессе полетов на тренажере отвлекающих моментов), обратить внимание руководителя полетов на необходимость дополнительного контроля за выпуском шасси, в третьем – важно тренировать навыки распределения внимания при выполнении совмещенных действий.

Похожие статьи:

  1. Практическое применение системного подхода к анализу ошибок летного состава – окончание Проиллюстрируем применение системного подхода при разборе двигательных ошибок типа перепутывания...
  2. Системный подход к анализу причин ошибочных действий летчика – начало В настоящее время некоторые зарубежные специалисты считают, что по мере...
  3. Некоторые практические рекомендации по изучению ошибочных действий летного состава Основной смысл изучения ошибок летного состава должен состоять в поиске...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.