Мар 06

Повышение наглядности индикации пространственного положения и положения самолета

Особую актуальность имеют работы, направленные на повышение наглядности индикации пространственного положения и положения самолета относительно местности, пункта назначения, аэродрома, взлетно-посадочной полосы (ВПП) и т.п. Наглядность индикации приобретает все большее значение по мере увеличения загрузки внимания летчика выполнением действий, не связанных непосредственно с пилотированием, а также в связи с увеличением сложности полетов, выполняемых в облаках и вне видимости наземных ориентиров. Эту задачу инженерной психологии, важную для обеспечения надежности переработки информации, еще нельзя считать решенной. Например, до сих пор существует проблема выбора наглядного способа индикации пространственного положения самолета на авиагоризонте. Решение этой проблемы должно быть направлено на обеспечение наилучшей пространственной ориентировки летчика.

На первых порах внедрения на самолеты авиагоризонтов некоторые исследователи, исходя из здравого смысла, утверждали, что необходимо принять вид индикации "с самолета на землю" (подвижная линия искусственного горизонта и неподвижный индекс, символизирующий самолет) как более естественный и потому наглядный. При такой индикации, если самолет находится в правом крене, летчик видит на приборе неподвижный самолет и наклоненную влево линию горизонта, как он видит из самолета наклон естественного горизонта. При полете с набором высоты линия горизонта уходит вниз от неподвижного силуэта самолета. Однако опыт полетов в облаках и экспериментальные исследования опровергли выводы здравого смысла. Оказалось, что во многих случаях полета вне видимости естественного горизонта, особенно при потере в облаках пространственного положения, при выполнении по приборам фигур пилотажа предпочтительнее вид индикации угла крена по принципу "с земли на самолет", при котором подвижен символ самолета. Тем не менее, за рубежом используется индикация крена типа "вид с самолета на землю". На отечественных самолетах встречаются авиагоризонты с обоими видами индикации.

Вопрос о принципе индикации пространственного положения очень тесно связан с безопасностью полета, поэтому выбор типа авиагоризонта должен опираться на солидное экспериментальное обоснование. После ряда исследований, проведенных у нас в стране и за рубежом, сделано предположение о психологическом преимуществе индикации крена типа "вид с земли на самолет". Оно заключается в том, что в отличие от визуального полета, в котором горизонт воспринимается и осмысливается летчиком как основной ориентир, в приборном полете основным центром системы ориентирования становится для летчика самолет. Короткая черта на авиагоризонте не может заменить ему действительный горизонт. Отсюда появляются ошибки в оценке пространственного положения самолета по авиагоризонту с подвижной линией искусственного горизонта. Однако доказательства преимущества индикации "вид с земли на самолет" были получены главным образом в исследованиях на тренажерах, поэтому до сих пор не преодолена традиция конструирования двух видов авиагоризонтов. Нецелесообразность этого очевидна хотя бы потому, что летчикам приходится переучиваться при смене авиагоризонта.

Попытки разрешить указанное противоречие проявляются в разработке новых принципов индикации. В Соединенных Штатах Америки, к примеру, был разработан индикатор со сменным видом индикации. Создатель индикатора стремился устранить возникающий в сложном положении конфликт между личными ощущениями летчика и приборной информацией. В этом авиагоризонте один вид индикации сменяется другим в соответствии с трансформацией кинестетических ощущений пилота. Итак, при введении в крен самолета летчик ощущает изменение его положения и на авиагоризонте он видит накренившийся самолет. Пилот прекращает ощущать кренение тогда, когда летательный аппарат добивается заданного угла крена, и, соответственно ощущениям различает воротившийся к горизонтальному положению силуэт самолета на фоне наклонной линии горизонта.

Некоторые исследования показывают, что с точки зрения психологических закономерностей пространственной ориентировки более пригоден авиагоризонт, на котором кренится не земля, а символ самолета. Дело в том, что в процессе развития каждого человека у него формируется образ пространства в геоцентрической системе координат (неподвижная земля – центр системы ориентирования). Такой образ более прочен, чем образ, соответствующий картине видимого из окна кабины самолета окружающего мира, тем более что образ полета совпадает с видимой картиной только на первых этапах летного обучения. Впоследствии с приобретением опыта полетов образ не совпадает с видимой картиной: летчик представляет перемещение самолета относительно земли, а не наоборот. Поэтому и управление подвижным силуэтом самолета сочетается с пространственным представлением своего положения относительно земли.

Похожие статьи:

  1. Иллюзии пространственного положения Под иллюзиями пространственного положения понимаются ложные представления о положении самолета...
  2. Характеристика способов захода на посадку по приборам Понятие "профессиограмма" означает описание состава, структуры и последовательности отдельных действий...
  3. Образ полета и неинструментальные сигналы Указанные неинструментальные сигналы играют сложную, противоречивую роль. С одной стороны,...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.