Мар 06

Полеты на перехват целей и воздушный бой

Наиболее сложным видом полетов в истребительной авиации является воздушный бой и полет на перехват целей.

Для такого вида полетов присущи: немедленная и сверхточная обработка значительного объема информации, быстрая смена событий, широкий диапазон действующих перегрузок, изменяющихся от отрицательных до предельно переносимых позитивных величин, длительное выполнение различных маневров при постоянно изменяющихся режимах пилотирования в большом диапазоне скоростей и высот, регулярные выходы на близкие к критическим большие углы атаки.

Во время выполнения таких видов полета летчику для поиска и нахождения цели необходимо сосредотачивать и распределять внимание между пилотированием самолета и контролем за появлением на экране прицела метки цели (или визуальным поиском цели). Помимо этого, летчику необходимо выполнять распоряжения КП. В процессе поиска цели летчик выполняет те или иные маневры. Анализ структуры распределения внимания летчика при выполнении типовых маневров показал, что до 45 % времени выполнения маневра летчик затрачивает на контроль за показаниями пилотажных приборов. При этом средняя длительность фиксаций взгляда на приборах составляет 0,9 с, а на внекабинном пространстве (прицеле) 0,95 – 1,3 с. С появлением на экране прицела метки цели (или при обнаружении визуально видимой цели) летчик почти не обращается к пилотажно-навигационным приборам. Пилотирование самолета на данном этапе, особенно при использовании радиолокационного прицела, представляет особую сложность, так как метка цели на экране прицела не дает информации о положении своего самолета в пространстве. Поэтому опытные летчики при работе с радиолокационным прицелом используют для пилотирования и ориентировки в пространстве неинструментальную информацию, в первую очередь ощущения, связанные с появлением и воздействием пилотажных перегрузок. Главная психофизиологическая особенность выполнения маневров, сопровождающихся перегрузкой, состоит в том, что пилот своими управляющими движениями сам формирует ту или другую перегрузку, а ее параметры (по типу обратной связи) содержат существенное информационное значение для выдерживания режима полета. Способность использовать неинструментальную информацию в процессе пилотирования развивается по мере накопления опыта. Целенаправленные тренировки по формированию этой способности, несомненно, способствуют совершенствованию техники пилотирования, позволяют летчику сосредоточить внимание на выполнении боевой задачи без ущерба для безопасности полета.

Краткий психологический анализ деятельности летчика в полете на перехват воздушной цели позволяет представить, какие требования предъявляются к сенсорной, умственной и моторной сферам летчика. Не каждый пилот может быстро качественно освоить этот вид полета. В этой связи становится понятной роль морально-психологической подготовки для повышения психологической готовности к вылету на перехват и воздушный бой.

Похожие статьи:

  1. Полеты на малых высотах Полет на малой высоте имеет специфические психологические особенности. Важнейшая, принципиальная...
  2. Отбор членов экипажа летательных аппаратов путем исследования ЭЭГ во время стрессов С. W. Sem-Jacobsen, I. Е. Sem-Jacobsen Aerospace Medicine, 1963, v....
  3. Образ полета и неинструментальные сигналы Указанные неинструментальные сигналы играют сложную, противоречивую роль. С одной стороны,...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.