Мар 05

Полеты на малых высотах

Полет на малой высоте имеет специфические психологические особенности. Важнейшая, принципиальная особенность – необходимость одновременного решения двух высокомотивированныхзадач; точного пилотирования и выполнения боевой задачи. Высокие скорости полета вблизи земли, кратковременное нахождение наземных ориентиров в поле зрения летчика, жесткий дефицит времени для принятия решения о выполнении маневра – все это способствует концентрации внимания на боевой задаче (поиск и опознание наземных целей) в ущерб технике пилотирования и, следовательно, безопасности полета. Отсюда важность совершенствования техники пилотирования для увеличения психофизиологических резервов летчика.

Характерные особенности при полетах на малых высотах имеет и сам процесс пилотирования. По сравнению с другими видами полетов возрастает значение контроля за высотой, ибо превышение оптимальной высоты увеличивает возможность обнаружения самолета радиолокационными средствами, а ее уменьшение вызывает опасность столкновения с землей. При этом летчик использует как инструментальную информацию (показания высотомеров), так и визуально определяет высоту полета. Следует иметь в виду, что ошибки глазомерного определения высоты могут достигать 50 – 100%, увеличиваясь по мере снижения высоты и возрастания скорости полета. Типичной ошибкой является недооценка расстояния от земли – оно кажется меньше действительного. Наибольшие ошибки допускаются при полетах над безориентирной местностью. Наличие в поле зрения знакомых ориентиров способствует более точной оценке высоты. Специальные тренировки в оценке расстояния до земли, проводимые в полетах, позволяют уменьшить ошибку в определении высоты до ± 10%.

Одной из особенностей процесса пилотирования следует признать необходимость распределения внимания между внекабинными ориентирами и контролем за показаниями приборов.

При этом существенное влияние на структуру распределения внимания оказывают высота и скорость полета: по мере снижения высоты увеличения скорости все больше времени уделяется просмотру внекабинного пространства (табл. 13).

Таблица 13. Соотношение времени и фиксации взгляда на приборах  и внекабинных ориентирах, %

Условия  полета

Овъект контроля

Скорость, км/ч

Высота, м

Приборы

Внекабинные ориентиры

600

100

50

30

70

62

50

30

38

50

900

100

50

30

49

39

31

51

61

69

Следует обратить внимание на изменение значимости показаний приборов. Если в полетах на больших и средних высотах наибольшая доля времени (до 30–40%) уделяется приборам выдерживания режима полета – авиагоризонту и вариометру, то в полете на малых высотах доминирует контроль за приборами, информирующими летника о высоте полета (табл. 14).

Таблица 14. Относительная продолжительность контроля приборов (%) в полете на малой и предельно малой высоте

Высота полета, м

Приборы

авиагоризонт

вариометр

высотомер

прочие

100

50

30

9

7

3

8

6

5

26

21

20

6

5

3

Попеременный контроль показаний приборов и внекабинных ориентиров – необходимое условие, как безопасного пилотирования, так и успешного выполнения боевой задачи. Например, слишком длительные фиксации взгляда на приборах могут привести к пропуску важных ориентиров (целей), а слишком длительное непрерывное наблюдение за земной поверхностью – к изменению параметров полета. Необходимость регулярного контроля показаний основных пилотажных приборов диктуется не только потребностью управления, но и принципиальным изменением содержания пространственной ориентировки. Дело в том, что визуальное восприятие окружающего пространства не обеспечивает полностью пространственной ориентировки, т.е. не дает полного представления о курсе, скорости, высоте полета. Отклонения в скорости и курсе полета оказываются незамеченными вследствие непривычного для летчика "бега земной поверхности" при поиске наземных ориентиров. Иллюзии типа "приближения горизонта", "пространственной деформации" привычных объектов на скорости полета более 1000 км/ч также способствуют потере ориентировки на местности. Следовательно, для обеспечения безопасности полета летчик не может всецело полагаться на зрительное восприятие земной поверхности и вынужден прибегать к контролю показаний приборов. Естественно, что на это время летчик отвлекается от основной задачи: поиска и обнаружения цели. По мере освоения маловысотных полетов вырабатывается умение рационально распределять внимание: опытные летчики в период поиска и прослеживания цели обращаются к приборам 1–2 раза (реже 3–4 раза), при этом время каждого обращения составляет 1,1 – 1,4 с.

На специфику пилотирования в маловысотном полете влияют также повышение эффективности рулей, что требует более точных движений ручкой управления, более частого контроля за расходом топлива и т.д.

В условиях полета на малой высоте свою специфику имеет восприятие наземных ориентиров. Во-первых, уменьшается обозреваемая зона земной поверхности (элементы конструкции самолета закрывают определенную часть местности под самолетом и впереди него). Во-вторых, жестко ограничено время опознания малоразмерного ориентира – с момента его появления в поле зрений и до пролета проходит всего 3–9 с. На дальность обнаружения у вероятность опознания ориентиров влияют условия видимости, характер и рельеф местности, размеры просматриваемого участка (при просмотре большого участка количество обнаруженных малоразмерных целей резко снижается). Опыт показал, что ожидание появления конкретного объекта позволяет обнаружить его раньше и с большего расстояния. Причем нередко обнаружение и опознание происходят одномоментно. Опознание же неожиданно появившегося объекта происходит на значительно меньшем (на 30%) расстоянии, чем обнаружение.

Еще одна специфическая особенность полета на малой высоте связана с воздействием внешних факторов: турбулентности атмосферы, вызывающей болтанку самолета, знакопеременных перегрузок, возникающих при полете на предельно малых высотах, повышенного температурного режима в кабине, уменьшения прозрачности остекления кабины от раздавленных встречных насекомых и т.д.

При полете в пределах зоны высокой турбулентности из-за большой «интенсивности болтанки возможны затруднения в выполнении тонких корректировочных движений, а также в считывании показаний приборов, работе с органами управления в кабине (выключателями, тумблерами и т.д.).

Наконец, для полета на малой высоте типичен высокий уровень нервно-эмоционального напряжения, обусловленный содержанием деятельности летчика, жесткой регламентацией во времени выполняемых им действий, возросшей ответственностью за выполнение боевой задачи и безопасность полета.

Изложенные выше психофизиологические особенности маловысотного полета определяют направление и методы тренировок летного состава к освоению данного вида полетов.

Для формирования навыков распределения и переключения внимания, повышения резервных возможностей летчика полезны тренировки на комплексных тренажерах, оснащенных имитатором визуальной обстановки. При этом летчик сочетает пилотирование с обнаружением и опознанием ориентиров – целей, предъявляемых с помощью имитатора. Тем самым моделируются психологические условия, требующие совмещения пилотирования с выполнением боевой задачи. Полезны просмотры кинофильмов, снятых в полете на малой высоте в различное время года, в разные часы суток, при характерных погодных условиях и положении объектов по отношению к солнцу. В этом случае помимо наблюдения характерного вида земной поверхности, тренировки динамических функций органа зрения, участвующих в восприятии объектов, перемещающихся с большими линейными и угловыми скоростями, летчик имеет возможность тренироваться в опознании наземных ориентиров.

Повышению эффективности опознания объектов способствует их предварительное изучение на фотографиях, макетах с выделением характерных признаков. Обучение опознанию с помощью выявления характерных, присущих данному объекту признаков помогает существенно ускорить аналогичный процесс в реальных полетах. Здесь также важно обучать определению объектов на различном фоне, имея в виду и время года, и освещенность солнцем, и характер местности.

Такой комплекс тренировочных упражнений дает возможность еще до реального полета подготовиться к его некоторым специфическим особенностям, формирует психологическую готовность к полету.

Похожие статьи:

  1. Психологический анализ причин ошибок и затруднений летчика при несигнализированых отказах основных пилотажно-навигационных приборов Отказ любого пилотажно-навигационного прибора создает опасную ситуацию и поэтому относится...
  2. Система автоматического управления (САУ) – основные моменты Прежде всего, следует обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, полная...
  3. Характеристика восприятия пилотажной информации в полете по приборам (продолжение) Различие режимов пилотирования, многообразие воздействий внешней среды, изменение в течение...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.