Мар 05

Особенности захода на посадку в сложных метеоусловиях

Остановимся еще на одном факте, который связан с состоянием ожидания, а именно: в сложных метеорологических условиях перед выходом из облаков у летчиков наблюдается повышение показателей физиологических функций (табл. 9). Еще один подъем физиологических показателей отмечается после принятия решения о посадке. Таким образом, в условиях полета при низком минимуме погоды летчик должен обладать дополнительным резервом выносливости, чтобы обеспечить на последнем участке полета высокую продуктивность деятельности.

На этапе полета после выхода из облаков все летчики использовали попеременный контроль приборов и визуальных ориентиров (табл. 10).

Таблица 9. Динамика показателей эмоционального напряжения при заходе на посадку

Режим управления

Частота пульса, уд./мин

Частота дыхания,  цикл/мин

при полете в облаках

перед выходом из облаков

при полете в облаках

перед выходом из облаков

Директорный

120

132

27,5

29,5

Автоматический

118

126

26,6

27,8

Таблица 10. Распределение времени контроля приборов и наземной обстановки после выхода из облаков, %

Режим управления

Видимость, метеоусловия, м

Время наблюдения

наземных ориентиров

приборов

Позиционный

100×1000

56

44

150×1500

68

32

200×2000

71

29

Директорный

100×1000

34

66

150×1500

53

47

200×2000

58

42

Автоматический

100×1000

82

18

150X1500

73

27

200×2000

76

26

При этом «время контроля приборов зависит от режима управления и условий видимости. Если в автоматическом режиме преобладает визуальное наблюдение внекабинного пространства, то при позиционном и особенно при директорном управлении значительно возрастает доля приборной информации. После установления визуального контакта с землей это обстоятельство, по-видимому, нельзя считать положительным фактором с точки зрения безопасности, поскольку оно способно привести к дефициту времени. Судя по полученным материалам, в директорном режиме летчику трудно сразу переключиться на визуальный полет. Этому мешает загруженность его пилотированием, в связи с чем он не может заранее подготовиться к| переходу и сформировать достаточно полный и точный образ своего положения относительно ВПП. Основной смысл результатов исследования деятельности летчика в особо сложных метерологических условиях сводится к установлению важного для практики факта: переход на визуальный полет не является одномоментным действием, это – длительный по времени процесс. Известно, что летчик до выхода из облаков обязан пилотировать строго по приборам, а после установления надежного контакта с наземными ориентирами перейти на визуальное пилотирование. Практика подтвердила незыблемость этого летного правила. Вместе с тем условия минимума погоды характеризуются размытым нижним краем облачности и плохой горизонтальной видимостью. Факты, полученные в. экспериментальных полетах, свидетельствуют, что в этих условиях после выхода из облаков летчики предпочитают попеременный контроль за приборами и внекабинными ориентирами.

В сложных метеоусловиях летчик пилотирует самолет до определенной высоты, на которой он должен принять решение либо на посадку, либо на уход на 2-й круг, если не определен зрительный контакт с землей или заход оказался не совсем точным. В психологическом понимании процесс решения представляет собой умственное действие. Причем это не одномоментный акт. При подходе к высоте нижней кромки облаков этот умственный процесс должен быть завершен. Начинается же он до выхода из облаков с соотнесения показаний основных приборов, на основе чего формируется представление о предполагаемом положении самолета относительно ВПП или наземных ориентиров. Летчик пытается наглядно представить, предугадать истинное положение самолета относительно ВПП» для чего мысленно активизирует образ полета. После выхода из облаков начинается завершающий этап принятия решения, протекающий как психический акт сличения образа полета с реально видимым положением самолета относительно наземных ориентиров. Естественно, что время принятия решения о посадке зависит от величины рассогласования между ожидаемым и действительным положением самолета относительно ВПП. Вот как описывают этот этап летчики: "…Вначале происходит качественная оценка положения самолета относительно ВПП в сравнении с тем, что представлял по приборам, – подсознательная оценка, без рассуждений. Искусственно ее можно расчленить на две: 1) направление, т.е. попадаю ли на ВПП по направлению; 2) расчет – попадаю ли на начало ВПП. Следующее – уже сознательное рассуждение: какова скорость, не мала ли для выравнивания. Затем решение и действия – довернуть, убрать РУД и пр.".

Таким образом, особенностью действий при посадке в СМУ является предшествующий решению процесс формирования образа предвидимого положения самолета относительно ВПП. Легкость формирования образа зависит в свою очередь от точности выдерживания режима полета. Поэтому в автоматическом режиме переход на визуальный полет осуществляется проще и быстрее, так как величина рассогласования ожидаемого и действительного положения невелика. Эта особенность полетов в реальных СМУ требует в процессе подготовки летчика формирования специального умения к сопряженной деятельности по пилотированию и формированию образа пространственного представления о траектории полета относительно ожидаемой ВПП. Ибо если летчик не имеет развитого умения оперировать наглядными образами, ему трудно представить (прогнозировать) положение самолета относительно ВПП.

Похожие статьи:

  1. Особенности захода на посадку при минимуме погоды Существенное повышениеточности и надежности захода на посадку в автоматическоми директорном...
  2. Снижение привлекательности аэродромов для птиц Травяной покров характерен для большинства аэродромов, поэтому во многих странах...
  3. Полеты на малых высотах Полет на малой высоте имеет специфические психологические особенности. Важнейшая, принципиальная...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.