Мар 05

Особенности деятельности летчика при использовании инструментальных способов захода на посадку

Остановимся на принципиальных особенностях деятельности летчика при использовании разных способов захода на посадку.

Заход на посадку в позиционном режиме – сложная задача для летчика любой квалификации. И хотя наличие информации о положении самолета относительно заданной Траектории полета освобождает летчика от необходимости выполнять некоторые мыслительные операции, осуществлять пилотирование только на основе этой информации летчик не может. Во-первых, позиционные планки отклоняются лишь тогда, когда уже имеются ошибки в выдерживании траектории захода, соответственно и информацию о результатах управляющих воздействий на самолет летчик получает с большим запаздыванием. Во-вторых, летчик вынужден использовать еще информацию о курсе или курсовом угле радиостанции, чтобы ясно представлять положение самолета относительно оси ВПП, а также контролировать вертикальную скорость снижения (по вариометру) или угол тангажа (по авиагоризонту), поскольку глиссадная планка положения не дает информации об угле тангажа и не позволяет поэтому прогнозировать движение самолета в вертикальной плоскости. Таким образом, использование позиционных планок не освобождает летчика от необходимости воспринимать и перерабатывать информацию от нескольких приборов для формирования управляющих воздействий на самолет. В целом для позиционного режима специфичен вынужденный порядок сбора информации; Уменьшение доли внимания тому или иному прибору часто диктуемся отсутствием времени, а не уменьшением потребности в информации.

В полуавтоматическом (директорном) режиме управления выдача обработанных вычислителем командных пилотажных сигналов освобождает летчика от необходимости самому перерабатывать и обобщать отдельные пилотажные сигналы.

Преимущества управления по директорным сигналам выражаются в облегчении действий летчика, в частности за счет уменьшения количества переносов взгляда между пилотажными приборами по сравнению с позиционным режимом. Это положение подтверждается данными табл. 2.

Естественно, что, пилотируя в директорном режиме, летчик по-иному организует сбор информации; преобладающая доля фиксаций взгляда приходится теперь на командно-пилотажный прибор (75–85% времени полета). Причем половина этого времени приходится на контроль за директорными стрелками.

Таблица 2. Сравнение организации сбора информации в двух режимах пилотирования

Показатели структуры сбора информации

Режим пилотирования

директорный

позиционный

Количество активно контролируемых приборов

2-3

5–6

Число переносов взгляда в течение 1 мин

20-50

60-120

Таблица 3. Характеристика структуры сбора пилотажной информации

на этапе снижения от ДПРМ до 60 м

Режим управления

Суммарное время контроля (в % к общему времени полета)

Продолжительность перерывовфиксациивзгляда на приборах, с

КПП

НПП

Указатели скорости

Вариометр

Высотомер

КПП

НПП

Указатели скорости

Вариометр

Высотомер

Автоматический

46

18

15

10

11

1,4

3,1

4,3

8,2

5,8

Директорный

76

12

5

3

4

0,6

4,6

8,0

16,6

12,5

Позиционный

57

23

6

9

5

0,9

1,9

5,1

9,1

7,7

Высокая концентрация внимания на директорных стрелках приводит к значительным перерывам восприятия таких приборов, как вариометр, высотомер (табл. 3). Такое перераспределение внимания вытекает из потребностей пилотирования. Оно необходимо для обеспечения высокой точности управления в директорном режиме. Таким образом, принципиальная особенность директорного режима управления по сравнению с позиционным (табл. 3), которую необходимо иметь в виду при обучении летного состава, состоит в высокой сосредоточенности внимания на КПП за счет снижения доли внимания к другим пилотажным приборам. Сосредоточение внимания на директорных стрелках – это подтверждает опыт эксплуатации САУ – мешает поддержанию четкого представления о пространственном положении самолета.

Похожие статьи:

  1. Пилотирование в директорном режиме снижает контроль летчика за пространственным положением При полуавтоматическом управлении в сознании летчика происходит как бы подмена...
  2. Характеристика способов захода на посадку по приборам Понятие "профессиограмма" означает описание состава, структуры и последовательности отдельных действий...
  3. Особенности захода на посадку при минимуме погоды Существенное повышениеточности и надежности захода на посадку в автоматическоми директорном...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.