Мар 11

Основные понятия, используемые при анализе безопасности полета

Рассмотрим основные понятия, используемые при анализе безопасности полета, а именно: безопасность полета, летное происшествие, предпосылка к летному происшествию, непосредственная причина аварийной ситуации, главная причина аварийной ситуации.

Под безопасностью полета мы понимаем свойство системы предотвращения или парирования в полете угрозы летного происшествия.

Под летным происшествием понимают событие, связанное с летной эксплуатацией летательного аппарата, которое заключается в частичном или полном разрушении летательного аппарата. В зависимости от характера последствий для пассажиров, экипажа и летательного аппарата все летные происшествия делятся на катастрофы, аварии и поломки.

Предпосылкой к летному происшествию называется явление, приведшее к угрозе безопасности полета и вынудившее экипаж или группу лиц, руководящих полетами, применять, как правило, не предусмотренные заданием действия для благополучного завершения полета. Поскольку любому летному происшествию предшествует аварийная ситуация, постольку при расследовании летных происшествий большую роль будут играть понятия «непосредственная» и «главная» причины аварийной ситуации. Непосредственная причина – это событие, прямым следствием которого является возникновение аварийной ситуации. Главная причина – это исходное событие, которое определяет возникновение цепи обстоятельств, вызывающих непосредственную причину. Именно на устранение главной причины должны быть направлены конкретные и действенные профилактические мероприятия.

Система обеспечения безопасности полета включает многие взаимодействующие компоненты: летчик (экипаж), летательный аппарат, управление и организация полетов, система технической и летной эксплуатации ЛА, аэродромная сеть, технология производства, жизненный цикл технических средств и пр. Каждый из указанных компонентов характеризуется своей весьма сложной структурой. Наличие большого количества разнородных компонентов в структуре системы обеспечения безопасности полета делает необходимым поиск таких факторов, которые устанавливают определенные взаимоотношения между всеми компонентами. Мы пытаемся раскрыть лишь некоторые межкомпонентные связи в системе и их влияние на безопасность полетов.

Рассмотрим, как взаимодействуют два компонента системы обеспечения безопасности полета: летчик и ЛА.

Прежде всего, оба эти компонента обладают только им присущими специфическими натуральными качествами и в то же время, будучи объединенными в системе «летчик – самолет», приобретают совершенно новое, так называемое системное, качество.

Создание летательного аппарата требует:

- выбора технических решений по обеспечению аэродинамических, летно-технических характеристик, по построению систем управления, навигации;

- лабораторных и стендовых испытаний для исследования конструкции самолета, ее прочности, обнаружения и устранения конструктивных недостатков;

- летных исследований для оценки приемлемости выбранных характеристик летательного аппарата и т.п.

В рамках системы обеспечения безопасности полета ЛА может обеспечивать требуемую надежность, если он отрабатывается на уровне мировых стандартов в технике и технологии производства, в оригинальности конструкторского решения и т.д. Именно высокий уровень научных достижений, реализуемых в Л А, придает ему высокую надежность.

Летчик как компонент системы рассматривается главным образом в плане его подготовки для управления ЛА. Подготовка включает профориентацию и профотбор, обучение и тренировку (в том числе и организма к воздействию факторов среды); организацию и дисциплину, медицинский контроль и социальную стимуляцию целенаправленности.

Все перечисленные элементы создания ЛА и подготовки летчика еще не несут в себе системного качества. Пока мы можем только констатировать следующее: и летательный аппарат, и летчик на конечном этапе перед их объединением в единую человеко-машинную систему несут в себе все свои натуральные качества. И в летательном аппарате, и в летчике, как в фокусе отражается цена тех больших усилий, которые были затрачены при их создании и подготовке. Проверить конечный результат этих усилий, естественно, можно только в условиях профессиональной деятельности, т.е. в процессе взаимодействия летчика с самолетом. Именно взаимодействие двух компонентов образует основание системного качества, благодаря которому обеспечивается конечный результат – эффективность и безопасность системы «летчик – самолет».

С рассматриваемых позиций для обеспечения безопасности полета самолет с его оборудованием, летно-техническими характеристиками должен не просто быть надежен, но и соответствовать возможностям летчика как человека с его психофизиологическими ограничениями.

Возьмем, к примеру, взаимодействие и взаимовлияние таких свойств рассматриваемых компонентов, как профессиональная выучка и специальная тренировка, с одной стороны, и аэродинамические характеристики самолета – с другой. Задача обеспечения приемлемых аэродинамических характеристик самолета в широком диапазоне скоростей, от взлетно-посадочных до сверхзвуковых, потребовала применения крыльев изменяемой геометрии. С позиции согласованности характеристик ЛА и летчика это означает, что, поскольку в полете будет меняться реакция самолета на управляющие движения летчика (в зависимости от углов стреловидности), постольку потребуется определенная переориентация в формировании сенсомоторных навыков. Обычно у летчиков вырабатываются автоматизированные сенсомоторные навыки по управлению самолетом. Однако в данном случае выработка таких навыков в виде жестких стереотипов может помешать эффективно пилотировать.

Для предупреждения причин ошибок летного состава, а, следовательно, для повышения безопасности в процессе обучения следует учесть отсутствие сходства в летных характеристиках самолетов, которыми летчику предстоит управлять. Особенно велики различия в устойчивости и управляемости при различных отказах систем управления. Если при обучении формируется жестко детерминированный стереотип навыков и нет направленности на выработку способности переадаптации к меняющимся условиям, это может привести не только к ошибкам пилотирования, но и, что самое главное, – к увеличению вероятности появления таких ситуаций полета, где действия летчика будут затруднены и он не сможет обеспечить безопасность.

Похожие статьи:

  1. Важность соответствия свойств ЛА и его систем возможностям летчика Рассмотрим еще один пример, показывающий важность соответствия свойств ЛА и...
  2. Образ полета и неинструментальные сигналы Указанные неинструментальные сигналы играют сложную, противоречивую роль. С одной стороны,...
  3. Иллюзии пространственного положения Под иллюзиями пространственного положения понимаются ложные представления о положении самолета...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.