Мар 11

Основные направления психологической подготовки летного состава

Психологическая подготовка составляет неотъемлемую часть всей системы обучения и воспитания летного состава. Она осуществляется на основе и в  неразрывной связи с морально-политической и профессиональной подготовкой.

Основная цель психологической подготовки – развитие психологических механизмов, психических функций и состояний, которые способствуют выполнению полетного задания и обеспечению безопасности полета, формирование психологической готовности к действиям в любых условиях полета.

С учетом особенностей летной профессии можно выделить два вида психологической подготовки: неспецифическую и специфическую. Неспецифическая психологическая подготовка – это воспитание уверенности в себе, собранности, решительности, мужества и других положительных личностных качеств, формирование положительной установки (настроя) на полеты, создание благоприятного эмоционального фона и т.п. Ее способы, как правило, не отличаются от принятых в военной педагогике и психологии и сложившихся в практике форм воздействия на человека, методов его воспитания. В неспецифическую психологическую подготовку входят и тренировки внимания, памяти, мышления, скорости сенсомоторных реакций, точности и координации двигательных актов, устойчивости к воздействию эмоциональных факторов, проводимые с использованием специального оборудования и методических приемов (вне профессиональной деятельности). Простейшие формы таких тренировок могут быть реализованы в любом учебном процессе, в игровых ситуациях, в ходе спортивной подготовки.

Специфическая психологическая подготовка – это формирование профессионально важных психических качеств, умений и навыков. Ее основными составляющими являются:

– развитие психических умений и навыков, из которых складывается обычная деятельность летчика в полете (тренировка распределения и переключения внимания, осмотрительности, умения совмещать пилотирование с выполнением боевых задач, навыков пространственной ориентировки, чувства времени и т.д.);

– формирование психологической готовности, умений и навыков действий в усложненных и аварийных ситуациях.

Специфическая психологическая подготовка осуществляется в процессе профессиональной подготовки. Именно в ходе подготовки летчика как профессионала достигается высокий уровень развития психических качеств, механизмов и процессов, обеспечивающих эффективность и надежность его действий. В свою очередь эффективность профессиональной подготовки прямо зависит от того, насколько полно учитываются при разработке ее форм, методов и приемов психологические особенности деятельности летчика в конкретных режимах и условиях полета. Только исходя из анализа психологического содержания действий летчика, можно целенаправленно сформировать требуемые профессиональные качества, умения и навыки.

Таким образом, специфическая психологическая подготовка, по существу, предполагает особую направленность содержания, методов и приемов профессиональной подготовки. А значит, психологическая подготовка – дело в первую очередь командиров всех степеней, методистов летной подготовки, политработников.

Психологические рекомендации по подготовке к отдельным видам полетов были изложены в соответствующих разделах.

В данном разделе будет рассмотрено такое важное направление психологической подготовки, как проблема формирования специальных навыков и умений при особых случаях в полете.

Похожие статьи:

  1. Психологическая сущность специальных умений и навыков действий в аварийных ситуациях Психологическая проблема формирования специальных умений и навыков определена анализом поведения...
  2. Рекомендации по организации психологической подготовки к аварийным ситуациям Формирование умений и навыков действий в аварийных ситуациях являемся важным...
  3. Психологические рекомендации по подготовке к посадке при минимуме погоды Рассмотрим основные этапы подготовки к посадке в условиях минимума погоды...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.