Мар 11

Ошибки летчиков как результат психических состояний – продолжение

В авиационной медицине условно выделяют следующие группы психических состояний в деятельности летчика:

-  крайние сдвиги в рабочем состоянии (доминантное состояние, преждевременная психическая демобилизация);

-  психические состояния, вызванные действием факторов полета (дремотные состояния, кратковременная психическая оглушенность, эйфория, пароксизмальные (быстропроходящие) срывы психической деятельности);

-  психические состояния с элементами страхов (боязнь потери сознания, боязнь потери пространственной ориентировки, боязнь отказа техники и т.п.), обусловленные ранее перенесенными в полете неблагоприятными воздействиями (пожар, столкновение в воздухе, катапультирование и т.п.).

Характерным условием для развития психических состояний, относящихся к первой группе, является нарушение необходимого равновесия между отдельными компонентами психики (эмоциональным, волевым, мыслительным и т.п.). Чаще всего это проявляется в доминировании одного из компонентов. Нарушение оптимального равновесия психических компонентов в процессе пилотирования приводит к ухудшению деятельности. В летной практике могут встречаться различного рода трудные состояния, когда происходит нарушение необходимого равновесия между эмоционально-волевым и мыслительным компонентами психики летчика.

В качестве иллюстрации приведем пример необычного поведения опытного командира-летчика, попавшего в сложную ситуацию.

Во время полета летчик в результате сложившейся обстановки вынужденно удалился от аэродрома в момент появления снежного заряда. При возвращении с задания в облаках на подлете к аэродрому он обнаружил, что запас топлива на исходе.

В сложившейся обстановке действия летчика определяются инструкцией однозначно – «Оставить самолет». Летчик же продолжал полет. «Когда в положенном месте я не увидел аэродрома, – рассказывал он, – самочувствие резко ухудшилось. В теле появилась необычная тяжесть, очень трудно стало воспринимать и анализировать показания приборов, так как взгляд буквально «прилипал» к топливомеру. На какие-то секунды реальность происходившего оттеснила мысль: «Отлетался». В следующее мгновение охватило непреодолимое желание совершить посадку. Напрягая силы, я твердил: «Дотяну, дотяну». Мысль о катапультировании даже не появлялась. ..»Но летчик все-таки сумел произвести вынужденную посадку в в районе аэродрома. Данный пример показывает, что в аварийной ситуации проявилось доминирование эмоционально-волевого компонента над оперативным мышлением.

В усложненной обстановке человек нередко не способен точно оценить свое состояние. На фоне кажущегося работоспособного состояния могут проявляться так называемые навязчивые мысли, которые сужают общую ориентировку в обстановке, тормозят активность действий. Этим психическим состоянием объясняются такие ошибки на пробеге, как сброс подвесных баков «место парашюта, запоздалое торможение, а также невыполнение необходимых манипуляций с оборудованием кабины.

Состояния кратковременном психической оглушенности (группа 2) могут возникать в полете при действии одиночных сверхсильных раздражителей. В качестве последнего может оказаться неожиданный, непредвиденный сигнал осложнения летной ситуации, таящей в себе опасность для жизни. Психическая реакция в этом случае может протекать иногда по типу оцепенения с полной бездеятельностью, (психическая оглушенность).

Приведем характерный пример.

В процессе переучивания летчика на сверхзвуковой самолет (двенадцатый самостоятельный полет) на высоте 10 000 м внезапно раздался сильный хлопок.

«… Когда раздался хлопок, я весь сжался в комок, руки прилипли к ручке управления и сектору газа, ноги одеревенели на педалях. Самочувствие было нехорошим: весь обмяк, почему-то вспомнил слова из недавно прочитанного документа о необходимости катапультирования в таких случаях. Когда подумал о катапультировании, пытался поставить левую ногу на катапультное сиденье, но она не слушалась. Когда услышал в наушниках знакомым голос ведущего, пришел в себя».

Своеобразные психические состояния, проявляющиеся быстроприходящими срывами психической деятельности, отмечаются у отдельных летчиков при полетах парой или в группе в условиях чрезмерно интенсивного радиообмена с землей. Наступающие при этом кратковременные состояния плохого самочувствия выражаются в неясности восприятия окружающего, спутанности мыслей, ощущениях прилива тепла к голове. Возникнув в определенных условиях, они проходят при изменении режима полета. Эти состояния вызываются необходимостью выполнять одновременно два чрезвычайно близких умственных действия, причем оба требуют сосредоточенного внимания и осознанного контроля. Летчик должен своевременно получить квалифицированное разъяснение причин возникшего у него кратковременного плохого самочувствия в полете или же нарушения профессиональных навыков. В противном случае возможны повторения данного психического состояния в последующих полетах и фиксация внимания на нем.

К группе 3 относятся психические состояния, непременным компонентом которых являются различного рода страхи, предчувствия, проявляющиеся в строго определенных летных ситуациях. Как правило, они возникают после перенесенных сильных и опасных воздействий, а иногда и после кратковременного ухудшения самочувствия в полете. В качестве способствующего фактора нередко выступает ухудшение самочувствия летчика в связи с недостаточным отдыхом, перенесенным заболеванием и пр. Психические состояния, центральным компонентом которых является боязнь потери сознания, могут развиться, в частности, после полетов с кратковременным ухудшением самочувствия, обусловленным гипоксией. Объективно все эти состояния проявляются напряженностью в полете со свойственным ей снижением качества деятельности.

Одним из наиболее часто встречающихся в полете состояний является эмоциональная напряженность, или психический стресс. Стресс может появиться в результате такого осложнения обстановки в полете, которое угрожает либо жизни экипажа, либо нормальной работе авиационной техники.

Анализ причин рассмотренных выше трудных психических состояний показывает, что в большинстве случаев — они представляют собой не болезненные явления, а реакции на большую психическую нагрузку или же на необычность факторов полета. Так же, как и иллюзии пространственного положения, они могут возникать у здорового человека при неблагоприятных условиях. Не подлежит сомнению, что трудные психические состояния служат источником ошибочных действий самого различного характера, что подтверждается повседневной практикой полетов.

Авиационным врачам и психологам необходимо проводить систематическою работу по ознакомлений летного состава с причинами и особенностями проявления трудных психических состояний в полете. Руководителям полетов хорошая осведомленность в вопросе о трудных психических состояниях даст возможность своевременно предвидеть возможные ошибки летного состава и помогать исправлять их, если они возникли.

Похожие статьи:

  1. Ошибки летчиков как результат психических состояний – начало Понятие психического состояния включает все то, что в данный отрезок...
  2. Профилактическая работа авиационного врача Профилактическое направление в отечественной медицине характерно для всей ее истории....
  3. Изменение некоторых высших психических функций под воздействием факторов, адекватных профессиональной деятельности летчика К.К. Иоселиани Процесс управления современными летательными, аппаратами (реактивными и ракетными...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.