Мар 11

Ошибки летчиков как результат психических состояний – начало

Понятие психического состояния включает все то, что в данный отрезок времени рабочей деятельности происходит в психике человека. Готовность к работе, утомление, эмоциональное напряжение, состояние бодрствования или сна – все это типичные психические состояния. Степень соответствия психического состояния заданной деятельности может быть нарушена как внешними, так и внутренними факторами, вследствие чего могут наступить сдвиги в рабочем состоянии, иногда даже в крайнем проявлении. К таким крайним проявлениям относятся психическая оглушенность (оцепенение), состояние эйфории (возбуждение и повышенное настроение с одновременной потерей критического отношения к себе и своим действиям), стресс, психическая дезориентация в окружающей обстановке и пр. Психическое состояние является результатом взаимодействия психических процессов (внимания, мышления, воли, эмоций и т.д.) в ходе осуществления текущей деятельности. Иными словами, психическое состояние – это целостная психофизиологическая реакция организма, формирующаяся под влиянием условий внешней среды, функциональных возможностей организма и специфики деятельности.

Посредством психических состояний формируется продуктивная сторона летной деятельности. Конкретно их формы проявляются в виде так называемой предстартовой и стартовой мобилизации организма летчика, в виде боевого возбуждения, стимулирующего эффективное использование внутренних резервов организма в сложных условиях Полета, при выполнении боевых заданий и т.п.

Степень соответствия психического состояния текущей деятельности может быть нарушена тем легче, чем большей мобилизации психофизиологических функций требует данная деятельность. Когда уровень бодрствования и особенности психических функций человека по тем или иным причинам становятся неадекватными деятельности, возникают так называемые трудные состояния. Эти вопросы должны быть предметом постоянного внимания командования и авиационных врачей, так как своевременная предполетная диагностика неблагоприятных состояний летчика является одним из эффективных путей профилактики ошибок в полете. Проведенное исследование позволило выявить необходимость самого пристального внимания к психическим состояниям летчика.

Было обследовано 120 летчиков, из них 80 молодых (средний возраст 28 лет, летный стаж 8 лет) и 40 опытных (средний возраст 39 лет, летный стаж 19 лет).

Как следует из табл. 35, процент летчиков, отметивших наличие хотя бы одного случая необычного (трудного) состояния в полете, отрицательно сказавшегося на пилотировании, оказывается довольно высоким.

Таблица 35. Наличие «трудных» состояний в летной практике, %

Режим полета

Молодые летчики

Опытные летчики

СМУ

35,0

26,7

ПМУ

12,5

7,1

Полеты на специальное применение

10,0

19,0

Ночные полеты

13,7

13,0

Полеты в условиях интенсивного радиообмена

42,5

34,5

Обращает на себя внимание большой процент «трудных” состояний, развивающихся при полетах в СМУ, а также в условиях интенсивного радиообмена.

Анализ анкетного материала показал, что при возникновении даже крайне сложных полетных ситуаций 48,7% молодых и 62,5% опытных летчиков сохраняют полный контроль обстановки и собственных действий. В остальных случаях были отмечены те или иные нарушения в сфере деятельности. Выявив в предварительных исследованиях наиболее часто встречающиеся отклонения от обычного состояния, всем обследуемым летчикам было предложено произвести ранжирование четырех наиболее часто из них встречающихся. Как видно из табл. 36, среди наиболее частых неблагоприятных изменений самочувствия в полете летчики называют резкие сдвиги уровня бодрствования, а именно: чрезмерное психическое напряжение, а также сонливость и сноподобные состояния. Снижение психического тонуса может проявляться весьма необычным и далеко не безопасным образом. Примером тому может быть следующий случай из практики полетов.

Летчик И. перед ночными полетами из-за болезни ребенка плохо спал двое суток. Должен был выполнить полет в составе пары в качестве ведущего. Разрешение на взлет давалось светофором. На ВПП какое-то время пришлось  стоять перед красным светом и он незаметно для себя задремал. Сквозь дремоту услышал в наушники раздраженный голос: «0135, взлетайте же!» Как взлетел, не помнит, но уже в воздухе воспринял очередную радиокоманду: «0135, поддержи ручкой».

Таблица 36. Частота наиболее характерных «трудных» состояний в полете, %

Состояние

Молодые летчики

Опытные летчики

Умеренная сонливость

50,6

51,0

Сильное психическое напряжение

55,0

65,4

Сноподобное состояние

28,0

6,0

Кратковременное ощущение плохого самочувствия

33,7

45,8

Несколько очнувшись от этой команды, увидел по прибору, что летит в перевернутом положении с небольшим снижением. Полностью проснулся в тот момент, когда ручку отдавал от себя (движение правильное для перевернутого полета), а голова резко наклонилась к козырьку кабины. Только после этого окончательно осознал необычность полета, вывел самолет в нормальное положение и продолжал выполнять задание. Ситуация, имевшая место на высоте 100 м после взлета, была подтверждена ведомым, видевшим, как ведущий некоторое время летел вверх колесами, да к тому же со снижением. Для самого же летчика И. так и осталось загадкой, как он смог неосознанно сделать единственно правильное движение (отдать ручку от себя), когда самолет снижался, а команда руководителя полетов предписывала выполнить противоположное движение.

Возвращаясь к анализу материалов табл. 36, следует остановиться на некоторых особенностях состояний в выделенных группах летчиков. Опытные летчики чаще указывают на наличие состояний чрезмерной рабочей активности в полете, чем молодые. У последних на первом месте оказываются дремотные и сноподобные состояния. По-видимому, у молодых летчиков надежность психофизиологических механизмов активизации профессиональной деятельности еще не так высока, как у опытных летчиков. Важность полноценного сна для летчиков Обусловлена тем, что программа боевой подготовки включает полеты и в ночное время, и в ранние утренние часы. Это значит, что летчик вступает в активную профессиональную деятельность с неодинаковым психофизиологическим тонусом и уровнем бодрствования. В настоящее время установлено, что в спящем мозгу осуществляются сложные психофизиологические процессы, назначение которых состоит не только в энергетической подготовке организма к последующей активности, но и, что очень важно, в формировании психической готовности человека к конкретному виду деятельности, которая предстоит после пробуждения. Анализ материалов обследования показывает, что проблема полноценного ночного сна у летчиков сохраняет свою актуальность. Так, 96,2% молодых и 91,6% опытных летчиков отметили эпизодические случаи нарушений сна перед полетами. При этом картина нарушений сна распределилась так, как это показано в табл. 37.

Как видно из таблицы, наиболее часто встречающимся видом нарушений сна является трудное засыпание. Следовательно, нормализация одного этого момента может внести значительные коррективы в существующее положение. Важность этой работы акцентируется тем обстоятельством, что применение различного рода снотворных веществ в данном случае нельзя считать приемлемым.

Таблица 37. Частота эпизодических нарушений сна у летчиков перед полетами, %

Характер нарушений сна

Молодые летчики

Опытные летчики

Трудное засыпание

48,7

53,5

Преждевременное пробуждение

25,0

34,5

Обилие сновидений

17,2

17,8

Поверхностный сон

27,5

30,3

Снотворные препараты угнетают программирующую функцию нервной системы, которая реализуется в естественном сне, и тем самым снижают уровень психической готовности к предстоящей деятельности. И, как видно из табл. 38, наиболее частой причиной нарушений сна летчики называют предстоящее выполнение сложных и ответственных полетов. В особенности это явление характерно для опытных летчиков.

Таблица 38. Процентное соотношение причин, вызывающих нарушения сна у летчиков

Причины нарушений сна

Молодые летчики

Опытные летчики

Предстоящее выполнение сложных полетов

26,2

45,8

Переучивание

31,2

29,6

Утомление после предыдущих полетов

7,5

Бытовые неприятности

8,7

10,0

Таким образом, проблему трудных состояний летчика в полете следует считать весьма актуальной. Тем более что в 20% случаев они вызывают некоторую настороженность (подозрительное отношение к состоянию собственного здоровья), а в 17,5% – и явную озабоченность, за которой выступает недоверие к своим профессиональным и психофизиологическим возможностям. Именно две последние группы, надо полагать, представляют собой тот контингент, среди которого повторное возникновение трудных состояний в полете может приводить к формированию установочных реакций с элементами страхов, а в особо неблагоприятных случаях к заболеванию – неврозу.

Похожие статьи:

  1. Ошибки летчиков как результат психических состояний – продолжение В авиационной медицине условно выделяют следующие группы психических состояний в...
  2. Профилактическая работа авиационного врача Профилактическое направление в отечественной медицине характерно для всей ее истории....
  3. Влияние перегрузок на организм летчика Повышенные маневренные характеристики самолета и увеличение сложности и числа вариантов...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.