Мар 01

Образ полета летчика

В настоящее время разработана психологическая концепция, согласно которой функционирование системы "летчик – самолет – среда" можно описать следующим образом. Есть некоторый объект управления (в нашем случае – ЛА). Цель деятельности летчика состоит в том, чтобы перевести ЛА из одного состояния в другое или удержать его в некотором заданном состоянии, преодолевая внешние возмущения. На основе имеющейся в его распоряжении информации летчик формирует мысленное представление потребного (будущего) состояния ЛА, т.е. того состояния, которое должно быть достигнуто в результате деятельности. Воспринимая сигналы, поступающие от системы отображения информации, летчик оценивает текущее состояние ЛА, сличает его с потребным, анализирует возможные способы действий, принимает решение и выполняет управляющие действия. Сигналы об изменившемся состоянии ЛА поступают к летчику и тот оценивает, достигнута ли цель управления. В зависимости от результата оценки летчик либо прекращает управляющие воздействия, либо начинает новый цикл этих воздействий. В данной схеме летчик является звеном системы "летчик – самолет – среда", но звеном особого рода, организующим всю систему и направляющим ее на достижение определенного, заранее заданного результата.

Универсальным инструментом, с помощью которого организуются психические процессы восприятия и переработки информации, принятия решения в процессе управления ЛА, является так называемый образ полета. Понятие образа как средства психического отражения предметного мира ,является фундаментальным для марксистско-ленинской философии и психологии. Применительно к трудовой деятельности летчика понятие "образ полета" обозначает тот факт, что у летчика в полете формируется мысленное представление о положении самолета и режиме полета. Свое психологическое обоснование это понятие получило в работах известного авиационного психолога К.К. Платонова. Анализ высказываний летчиков, принявших участие в дискуссии, проходившей в 1976–1978 годах на страницах журнала "Авиация и космонавтика", показывает, что летчики придают важное значение формированию полноценного образа полета. Приведем несколько высказываний летчиков по этому поводу. "Образ полета – это умственное представление о положении летательного аппарата и его перемещении в пространстве, создаваемое летчиком на основе опыта пилотирования и всей наличной информации". "Образ – это наглядное зримое представление о положении и движении ЛА на основе всех наших чувств". "Если в визуальном полете закрыть глаза, то у нас возникает образ полета, мы как бы чувствуем, представляем положение самолета относительно естественных ориентиров; в создании образа участвует весь комплекс наших ощущений".

Для формирования образа полета летчик использует инструментальную информацию, получаемую от приборов и сигнализаторов (информационная модель), и неинструментальную, получаемую в результате обзора внекабинного пространства, восприятия угловых и линейных ускорений ЛА и, наконец, восприятия усилий на органах управления.

В приборном полете значение образа полета и умение летчика его использовать особенно велико. Безусловно, и в визуальном полете летчик использует мысленное представление о положении и движении самолета, но этот образ играет меньшую роль, так как самая яркая и большая по объему информация поступает от земной поверхности.

Информацию, представленную на приборах, иногда называют приборным аналогом полета. По мнению некоторых специалистов, для управления ЛА в приборном полете его вполне достаточно. Однако, как показывает практика, летчик не всегда может надежно пилотировать, используя столь обедненный образ полета. Так, при возникновении в полете особого состояния, которое носит название "разбежались стрелки", сформированный залоговый образ полета разрушается и перестает выполнять свою функцию.

Поэтому для надежного пилотирования необходимо представление о режиме полета в целом, о положении самолета в пространстве, т.е. нужен полноценный образ полета. Как отмечалось выше, важную роль в формировании образа полета играют восприятия ускорений и усилий на органах управления.

Похожие статьи:

  1. Образ полета и неинструментальные сигналы Указанные неинструментальные сигналы играют сложную, противоречивую роль. С одной стороны,...
  2. Характеристика восприятия неинструментальной информации в полете Основными слагаемыми процесса пилотирования являются: восприятие информации из окружающей среды...
  3. Иллюзии пространственного положения Под иллюзиями пространственного положения понимаются ложные представления о положении самолета...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.