Мар 11

Обеспечение безопасности полета как система

Для авиационной медицины проблема безопасности летчика в самолете долгое время выступала как проблема защиты человека от воздействия тех факторов, которые могут нанести вред здоровью или снизить работоспособность. В научном плане задача обеспечения охраны здоровья и высокой работоспособности представляла собой физиолого-гигиеническое обоснование комфортности среды обитания и создания средств и методов, повышающих устойчивость к факторам среды. Благодаря усилиям ученых была успешно обеспечена жизнедеятельность человека в самолете. Именно научное обоснование защитных механизмов, процессов адаптации, резервных возможностей организма в условиях пребывания в необычной среде позволило не только нормировать требования к среде обитания, но и в творческом содружестве с конструкторами создать необходимые средства защиты, обеспечивающие условия для нормальной жизнедеятельности и работоспособности летчика.

Однако практика медико-психологического обеспечения полетов в условиях научно-технической революции 70–80-х годов XX века показывает, что физиолого-гигиеническое направление уже не в состоянии в должной мере обеспечить не только эффективность, но и безопасность человека в системе «летчик – самолет – среда». Попытаемся с исторических позиций понять, почему это направление утрачивает монопольную роль? Конечно, проще всего было бы констатировать, что технический прогресс в авиации позволил обеспечить высокую надежность защиты организма человека благодаря созданию герметичных кабин, средств спасения, снаряжения, одежды и микроклимата. Но дело, конечно, не только в этом, тем более что многие вопросы гигиенического обеспечения среды обитания еще не решены.

В условиях управления относительно простым объектом обеспечение жизнедеятельности определяло результат системы «летчик – самолет – среда». В современных условиях результат определяется обеспечением психической деятельности человека. Научно-технический прогресс в авиации вылился в создание сложнейших авиационных комплексов, оснащенных вычислительной техникой и радиоэлектронным оборудованием. Но ведь самолетное оборудование создается для решения крайне ответственных и трудных задач боевого применения, причем задач, которые человек без дополнительных, обеспечиваемых техническими устройствами глаз, ушей и конечностей, выполнить не в состоянии.

Основная сложность новых задач, стоящих перед летчиком, заключается в том, что он, как правило, взаимодействует не с видимым противником или объектом, а через посредство условных кодов, представленных на средствах отображения информации. Как известно, закодированная информация об объекте не дает всех тех существенных признаков, которыми пользуется человек при естественном контакте с объектом. Особую сложность представляет различная форма и вид информации об идентичных параметрах движения самолета для различных режимов полета. Все это требует особой пластичности и подвижности психических процессов. Деятельность современного летчика имеет, таким образом, принципиальную особенность. Суть ее состоит в том, что современная научно-техническая революция в авиации происходит на фоне определенной стабилизации (по форме, содержанию и предельным значениям) воздействия динамических факторов полета на организм человека, при явном увеличении многообразия, динамичности и усилении психических нагрузок на летчика.

Итак, рост технической оснащенности летательных аппаратов вызвал существенное усложнение умственной деятельности летчика. Центр тяжести трудовых нагрузок переместился на внутреннюю психическую деятельность. Именно научно-техническая революция в авиации привела к такому изменению характера труда, что обеспечение его безопасности стало невозможным без изучения процессов приема, хранения, переработки информации человеком, т.е. информационного взаимодействия человека с техникой. Но в реальной практике авиации безопасность полета не может рассматриваться как самоцель. Она основное условие, которое определяет высокий уровень достижения заданного результата, т.е. боевую эффективность. А это значит, что безопасность летного труда подразумевает не просто обеспечение жизнедеятельности или выживаемости в данных условиях, но и одновременное обеспечение эффективности деятельности.

Таким образом, безопасность полета как подсистема большой военной системы авиации (вида Вооруженных Сил) выполняет функцию содействия в достижении конечного результата, а именно – боевой эффективности. Сегодняшняя практика показывает, что успешность решения проблемы обеспечения безопасности полета будет определяться не только самим техническим прогрессом, но и возможностями человека, ибо реализация достижений технического прогресса зависит от людей, управляющих авиационной техникой и эксплуатирующих ее.

Похожие статьи:

  1. Основные понятия, используемые при анализе безопасности полета Рассмотрим основные понятия, используемые при анализе безопасности полета, а именно:...
  2. Профилактическая работа авиационного врача Профилактическое направление в отечественной медицине характерно для всей ее истории....
  3. Системный подход к анализу причин ошибочных действий летчика – начало В настоящее время некоторые зарубежные специалисты считают, что по мере...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.