Мар 01

О нравственном воспитании молодого летчика

Любой авиатор – от механика самолета до инженера, штурмана, летчика – не может оставаться равнодушным к той государственной заботе об авиации, которую проявляют наша партия и правительство. Авиаторов обеспечивают надежной техникой, аэродромными средствами, создают нужные условия для обучения, труда и быта, для служебного и творческого роста. Отсюда берут начало их лучшие качества, называемые совестью и моральным долгом отвечать на доверие и заботу не только своей коллективной сознательностью, но и результативностью труда в любых условиях, в которые тебя поставит армейская жизнь. Авиаторы высоко ценят и понимают глубокую озабоченность о безопасности летчика, которой пронизаны директивы главнокомандующего ВВС, адресованные и должностным лицам, и рядовым летчикам.

Неподдельная гордость за причастность к авиации свойственна всем авиационным специалистам. Как-то авиационный врач встретил командира эскадрильи из своего полка С.В. Колпышева, давно списанного с летной работы из-за болезни суставов. Врач спросил: "Как вы себя чувствуете в ненастье, не тоскуете ли об авиации после тридцатилетнего перерыва?" – "Да нет, – говорит, – не так уж чтобы очень, но одно тревожит и будоражит душу в ненастный день. Какой же сегодня нижний край?".

В этом "нижнем крае" – огромная нравственная сила авиаторов, объединенных главным, что у них есть, – неразрывностью с авиацией.

Всем авиаторам далеко не безразлично, как сегодня воплощаются, как хранятся, приумножаются богатые авиационные традиции.

Где же начинается приумножение этих традиций и пополнение духовных истоков авиации, о которых было сказано выше? Нам представляется, что в училище. Именно в училище воспитываются наследники, и именно в училище необходимо закладывать нравственные и моральные основы, авиационной жизни. Безусловно, молодость есть молодость и у нее нет требуемого профессионализма, но должна быть направленность на летную работу, потребность в знаниях, т.е. та духовная и материальная культура, без которой личностью не станешь. Как это ни парадоксально прозвучит, но научить управлять самолетом – не самая сложная задача училища. Сложнее заложить основы летчика-гражданина, а это значит – привить ему традиции  авиационной жизни. Ведь как бы там ни было, но вначале надо показать курсанту его творческие и летные способности, показать, что всегда нужно задумываться над тем, чем кончается халатность, небрежность в отношении к технике, воздушной стихии, мнению учителя. Курсант должен понять, что успешное усвоение знаний, выработка профессиональных навыков и умений в училище обеспечат не только будущее летное мастерство, но и безопасность полетов. Успех педагогического контакта и влияния на мировоззрение курсанта зависит прежде всего от проникновения в его сокровенные потребности, содержание которых составляет сердцевину личности. В авиации это краеугольный камень воспитательной работы, так как будущий курсант добровольно выбрал эту профессию. Именно из вида потребностей исходят желания, поступки, действия курсанта. Наука пришла к выводу, что потребности охватывают все уровни психики. Естественно, потребности курсанта, во многом еще не до конца осознанные, требующие их преломления в конкретную формулу, желания, стремления реализуются через упорный сознательный труд, через проникновение в смысл летной жизни. Талант воспитателя в том и состоит, чтобы не дать потребности приобрести однобокий характер – "научиться летать", ибо подняться вверх – это не быть над людьми, а еще больше слиться с ними. Итак, на первоначальном этапе летного обучения из-под педагогического влияния не должна выпадать задача формирования потребностей, ориентированных на других, т.е. на общественное предназначение авиации. Собственно нравственное воспитание нацеливается на превращение общественного долга во внутреннюю потребность курсанта. В этом переформировании морали главное, чтобы курсант не "сломался", не потерял целенаправленности на полет. Жажда полета, страсть к. очередному вылету должны воплощаться и в качественной подготовке к нему, и в уважительном отношении к технику самолета, к механику, ко всем тем, кто готовит и обеспечивает полет. Здесь, на дальнем полевом аэродроме, пробуждается уважение к технике, формируются навыки пилотирования и умение творчески мыслить.

Кому же, как не курсанту летного училища, надо привить восприятие летного труда как высшей нравственной ценности, т.е. педагогическими средствами осуществить единство нравственного и трудового воспитания? Безусловно, на этом пути есть множество сложностей у воспитателей нравственных основ будущих летчиков. С одной стороны – романтика, героические примеры асов – активных, умелых, изобретательных в своих боевых приемах, богатые авиационные традиции, с другой – законность, уставной порядок, казарма. А за проходной вечерние бары, моды, дискотеки. Только формирование целенаправленности сможет требуемую дисциплину перевести в самодисциплину. В училище закладываются основы и образованности, и нравственности. Курсант не знает еще всех тонкостей полета, но он раз от разу понимает все больше, что весь регламент жизни: быт, учеба, уставной порядок части – основа продвижения к мастерству пилотирования самолетом, к возмужанию личности. В нравственном воспитании курсанта участвуют все: командиры, политработники, профессорско-преподавательский состав, инструкторы. Порой в этой цепочке воспитателей инструктору отводят роль не столько воспитателя нравственности, сколько "учителя летанья". Большая ошибка. Что может быть нравственнее и священнее, чем продолжение себя в своих учениках? Инструктор, как педагог, наставник, старший товарищ, должен твердо следовать принципу единства обучения и воспитания. Инструктор – это учительская профессия, которая требует творчества. Учителю необходимо самому собственной жизнью утверждать достоинства, которые он хотел бы видеть в своих учениках, – быть высокоидейным, морально непогрешимым, вечно неутоленным и неравнодушным, влюбленным в свое дело, постоянно растущим в своем мастерстве". Инструктор-педагог, обучая летному делу, формирует и личность курсанта. Еще слабо осмысленная потребность курсанта подняться в воздух путем воспитания переплавляется в мотив деятельности, а для летчика становится смыслом жизни.

Похожие статьи:

  1. Летный профессионализм – это, прежде всего высокие моральные качества Но одним педагогическим мастерством инструктору не обойтись, так как в...
  2. Профилактическая работа авиационного врача Профилактическое направление в отечественной медицине характерно для всей ее истории....
  3. Потребности в питании Первой реакцией на воздействие ускорения является заметное уменьшение потребления пищи...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.