Мар 10

Некоторые теоретические положения системного подхода к проблеме безопасности полета

Научно-техническая революция привела к созданию больших и сверхбольших систем управления летательными аппаратами. Увеличившаяся сложность технических комплексов привела к необходимости перехода от линейнопричинных методов исследования к анализу целостных свойств объектов, выявлению их связей и структур. Применительно к системе «летчик – самолет – среда» это означает, что исследуются не рабочее место или прибор, не отдельные свойства психики или функции анализаторов, не отдельно воздействующий фактор среды, а изучаемый объект как система. В качестве компонентов системы могут выступать вещи, свойства, связи. Два рода качеств – материальные и функциональные – люди знали давно. «Открытием третьего рода качеств – системных, писал советский философ В.П. Кузьмин, – человечество обязано прежде всего К. Марксу». Главное отличие системы от комплекса и состоит в том, что целостная система – это такое взаимодействие ее компонентов, которое обусловливает наличие новых качеств, не свойственных образующим ее частям, компонентам.

Итак, представление объекта как системы и составляет содержание системного подхода. Охарактеризуем еще два понятия, необходимых для дальнейшего анализа сложных авиационных систем. К такого рода понятиям мы относим «системообразующий фактор» и «системное совокупное качество». По мнению академика П.К. Анохина, в любой системе – биологической, социальной, экономической – происходит не простое взаимодействие, а взаимосодействие, направленное на достижение конкретного результата, стоящего перед системой. Из этого он делает вывод, что системообразующим фактором, который организует систему, является результат.

Системное качество – это такое свойство элементов системы, которое в данном элементе, как таковом, не присутствует, а выражается через интегративные свойства всей совокупности элементов в системе. Системное качество, как мы увидим далее, составляет то интегральное целое, найдя которое мы можем перейти от предметного уровня исследования к системному. Возвращаясь к рассмотрению системы «летчик – самолет – среда», заметим, что нередко техническому совершенствованию этой системы препятствует не ограниченность возможностей летчика, а недостаток знаний о его системных качествах. Иначе говоря, наступил период развития техники, когда знания из области физиологии, биомеханики, гигиены, необходимые для создания среды обитания в кабине, оказались недостаточными для обеспечения не просто работоспособности летчика, а надежности и эффективности системы «летчик – самолет – среда». Это связано с тем, что в этой системе летчик выступает не только как один из компонентов системы, но как субъект труда, т.е. носитель важнейших системных качеств, определяющих в результат работы системы.

Рассмотрение летчика как субъекта труда, в основе деятельности которого лежит достижение сознательно поставленной цели, позволяет отнести систему «летчик – самолет» к классу целеустремленных систем. Система действует целеустремленно, если она продолжает преследовать одну и ту же цель, изменяя свое поведение при изменении внешних условий. Именно включение человека в систему обусловливает ее целеустремленность, и в не только потому, что он ставит цели, определяет задачи, но и потому, что он может менять цели при появлении незапрограммированных внешних условий. Заметим, что летчик в системе рассматривается как субъект труда, и его связь с техническим компонентом представляется в виде деятельности. Такую систему относят к классу активных, ибо функционирование определяется целями системы, а воздействие среды имеет подчиненную роль.

Попытаемся показать продуктивность системного подхода к конкретной проблеме, в данном случае – к проблеме безопасности полета, ошибочных действий лётчика. Данный анализ будем проводить с позиций авиационной инженерной психологии.

Похожие статьи:

  1. Основные понятия, используемые при анализе безопасности полета Рассмотрим основные понятия, используемые при анализе безопасности полета, а именно:...
  2. Важность соответствия свойств ЛА и его систем возможностям летчика Рассмотрим еще один пример, показывающий важность соответствия свойств ЛА и...
  3. Повышение наглядности индикации пространственного положения и положения самолета Особую актуальность имеют работы, направленные на повышение наглядности индикации пространственного...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.